Основной задачей содействия трудоустройству, которая будет решаться городской службой занятости населения в 1999-2000 годах, является коренное улучшение качества посреднических услуг как за счет изменения форм и методов взаимодействия с работодателями, так и с помощью совершенствования технологии работы с гражданами, обратившимися в Модельный центр.
Для этого будет сконцентрировано внимание на расширении сферы влияния на рынке труда как среди ищущих работу, так и среди работодателей.
Как показывает практика работы, из зарегистрированных в г. Калуге более шести тысяч предприятий и организаций всех форм собственности лишь около трети когда-либо сообщали в Модельный центр об имеющихся вакантных местах. Крупные предприятия извещают о вакансиях чаще, чем средние и мелкие. Наибольшее количество заявок поступает с предприятий промышленности, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства. Несколько меньше их имеется в отраслях здравоохранения, образования, науки, культуры, бытового обслуживания населения, общественного питания. В то же время практически отсутствуют сведения о вакантных местах на предприятиях связи, в государственных учреждениях, общественных организациях, банковских и других финансовых структурах. Вакансии в строительстве и сельском хозяйстве подвержены значительным сезонным колебаниям. В сравнении с имеющимся количеством мал охват предприятий малого и среднего бизнеса. Большинство вакансий имеет невысокий уровень оплаты труда или поступает с предприятий с длительными задержками выплаты заработной платы.
Наилучшим образом удовлетворяется спрос предприятий промышленного производства, транспорта, строительства, торговли на рабочих, а также всех отраслей по специальностям служащих.
Заполнение вакансий в сфере здравоохранения, по техническим специальностям, а также с требующимся длительным рабочим стажем происходит гораздо медленнее.
В связи с уменьшением в последнее время численности зарегистрированных безработных возникают проблемы по заполнению вакансий и в тех отраслях, где раньше их не существовало.
В результате удельный вес вакансий, заполненных при содействии Модельного центра, оказывается сравнительно небольшим. Таким образом, наряду с расширением банка вакансий необходимо и увеличение банка ищущих работу, что возможно, если регистрировать не только незанятых граждан, но и желающих сменить имеющееся место работы, формируя из числа и тех и других банк данных о наиболее квалифицированных специалистах для максимально быстрого и качественного удовлетворения запросов работодателей.
Важное значение в оптимизации посредничества в трудоустройстве имеет повышение качества информации как для ищущих работу о вакантных местах и работодателях, так и для работодателей - о претендентах на вакантные места. В этом направлении будет продолжаться работа по совершенствованию формы и содержания заявки о вакансии, паспорта предприятия, карточки персонального учета, программного обеспечения для оперативного подбора кандидатур по заявкам работодателей, анализа состава и движения вакансий, а также качественного и количественного состава граждан, ищущих работу.
Смещение приоритетов на более предметное взаимодействие с работодателями требует принципиальных изменений в технологии работы как отдельных специалистов, так и всего подразделения по трудоустройству в целом. Предполагается внедрить прямое посредничество с закреплением предприятий за специалистами по профессионально - отраслевому признаку и выделением групп специалистов, работающих с предприятиями определенной отрасли или группы отраслей.
Специалист по трудоустройству станет "специалистом по контактам" или посредником в полном смысле этого слова и будет решать с конкретным предприятием вопросы найма на работу, а также, в случае необходимости, повышения квалификации персонала или его профреабилитации с использованием возможностей других подразделений МЦ. При этом одной из важнейших задач, которую он обязан решать, является согласование запросов кандидата на вакансию и работодателя, организация их результативной встречи, обсуждение их требований, положений и альтернативных вариантов решения проблемы. Специалист будет поддерживать контакты со своими предприятиями постоянно, даже в те периоды, когда они сами не обращаются в МЦ, с целью сохранения установленного взаимодействия, оценки потребности предприятий в той или иной услуге службы занятости, в каждом конкретном случае подключая для ее оказания нужные структуры внутри Центра.
Будет совершенствоваться процесс регистрации граждан, в котором предполагается выделить три этапа:
- регистрация всех обратившихся в МЦ по вопросу трудоустройства и оказание им консультационных услуг;
- регистрация незанятых граждан в качестве ищущих работу, оказание им услуг по подбору подходящей работы;
- регистрация граждан из числа незанятых, которым не удалось подобрать подходящую работу в течение первых 10 дней, в качестве безработных, назначение им пособия по безработице и дальнейшее содействие в трудоустройстве.
В ходе первого этапа регистрации необходим дифференцированный подход к объему информации о гражданине. Если это высококвалифицированный специалист, то в банк данных заносятся подробные сведения о его профессиональной и трудовой деятельности.
Для остальных можно ограничиться паспортными данными и сведениями о последнем месте работы. Это позволяет легко выделить в отдельный блок информацию о специалистах высокой квалификации для оперативного исполнения заявок работодателей, а также быстро сформировать группу неквалифицированных работников при возникновении такой потребности.
Два последних этапа регистрации проводит посредник по трудоустройству, за которым закреплено предприятие или отрасль, где работал обратившийся гражданин, имеющий наиболее полную информацию о возможностях его трудоустройства и мерах, которые необходимо для этого предпринять.
Для более тесного взаимодействия с работодателями требуется высвобождение некоторого дополнительного времени у посредников. В связи с этим планируется установление оптимального соотношения между индивидуальными и групповыми формами работы с гражданами, при более широком применении последних, таких как групповые перерегистрации, консультации, мини-ярмарки вакансий.
Граждане, впервые ищущие работу и длительное время не имевшие ее, и, следовательно, не имеющие или утратившие навыки активного поиска вариантов трудоустройства, будут проходить обучение по специальным программам содействия занятости, таким как Клуб ищущих работу, курсы "Новый старт" и т.п. Для них будут организовываться встречи с работодателями, экскурсии на предприятия, оказываться целевая методическая и финансовая помощь в организации собственного дела. Предполагается, что обучение по этим программам пройдут в 1999-2000 годах по 280 человек. Практика показывает, что более 50% безработных после обучения трудоустраиваются.
Будет продолжаться разработка и осуществление мероприятий по предупреждению и смягчению последствий критических ситуаций на рынке труда, связанных с массовыми высвобождениями, приостановками производства на крупных предприятиях. Для этого будут осуществляться выходы специалистов службы занятости на такие предприятия для проведения групповых консультаций работников, получивших предупреждения о сокращении, совместно с администрацией и профсоюзными органами согласовываться и определяться сроки высвобождения, организовываться на период обострения временные рабочие места, в первую очередь за счет организации общественных, работ, рассматриваться варианты проведения опережающего переобучения специалистов, повышения их квалификации и т.п. При необходимости будут создаваться временные консультационно - регистрационные пункты на предприятиях.
Одновременно с этим будет продолжаться работа по улучшению условий приема граждан за счет более четкого регулирования потоков клиентов, соблюдения жесткого временного графика, совершенствования информационного обеспечения, других форм организации работы специалистов.
По среднему варианту прогнозируется, что содействие в трудоустройстве получат в 1999 году 9100 человек, в 2000 году - 9500 человек.
Предполагается временно трудоустроить соответственно 4070 и 4220 человек, из них 1900 - 2050 человек - на общественных работах, по 150 человек - по программе "Молодежная практика", по 2000 человек - по программе "Временная занятость несовершеннолетних". При выделении дотации из городского бюджета возможно трудоустройство на временные работы еще около 550 человек ежегодно.
Положительные результаты по содействию в трудоустройстве приносят проводимые ярмарки вакансий и мини-ярмарки.
Предполагается, что в 1999-2000 годах ярмарки посетят по 3000 ищущих работу, в результате по 1000 человек будут трудоустроены.