Город и городское хозяйство представляет собой сложную систему, которая требует для решения своих проблем, координации усилий множества служб. Обычно к нему относятся как к простой системе, руководствуясь принципом "тушения пожаров" на "живой" работе. У каждой из служб имеются такие "пожары". В настоящее время городская администрация представляет собой конгломерат служб, плохо скоординированных и преследующих узкоориентированные, как правило, оперативно-тактические цели. Особенно наглядно видно это при подготовке бюджета на очередной год, когда каждая служба любыми методами добивается своего "куска" от "бюджетного пирога" как можно побольше и "пожирнее". Соответственно и руководство города вынуждено в таких условиях давать всем "поровну" без учета решения жизненно важных проблем для города, которые вроде бы еще "потерпят". Но "скупой платит дважды" и решение этих проблем через некоторое время будет происходить уже с большими затратами.
В городе отсутствует обмен информацией на горизонтальном уровне, также и на вертикальный уровень может поступать неверная информация из-за неточностей, ошибок и т.д.
Одновременно, в настоящее время необходима система доведения различной информации до граждан. В первую очередь, для создания обратной связи с населением. Это информация о городских нормативных актах, сведения о порядке получения различных выплат, компенсаций, о недвижимости, наличие свободных рабочих мест, товарах и услугах и их распределение на территории города и т.д.
Управление городом представляет собой сферу, где влияние случайных субъективных факторов на ход процесса очень велико.
Принимаемые решения иногда сказываются через некоторое время и оказывают для города экономический ущерб и потери.
Поэтому руководству города, особенно в режиме жесткой экономии финансовых средств, необходимо иметь полную достоверную информацию для принятия решений и иметь инструмент для прогнозирования и выработки стратегических долгосрочных решений.
В первую очередь, необходима информация о наличии всех ресурсов (финансовых, природных, трудовых и т.д.). Такая информация создается на уровне низовых звеньях управленческой структуры (отделах, комитетах).
При управлении городским хозяйством всегда возникает множество проблем, связанных с постоянным изменением объектов города. Для эффективного решения задач управления муниципальным хозяйством, обеспечения его социального развития, процессов проектирования и строительства, природоохранных мероприятий, эксплуатации наземных и подземных инженерных сооружений в условиях перехода на экономические методы подготовки и принятия решений, появления рынка земли, рынка сырья и рынка недвижимости постоянно требуется информация о фактическом состоянии природных и техногенных ресурсах города.
При возникновении чрезвычайных ситуаций необходима оперативная и достоверная информация для их быстрого и успешного устранения аварийными службами. При строительстве новых сооружений необходима информация о геологии и топографии застраиваемой местности, наличии инженерных коммуникаций и возможности их эксплуатации с учетом возрастающих мощностей. Для успешного решения хозяйственных проблем необходимо также иметь информацию об экологическом состоянии города. Эти и другие проблемы в настоящее время решаются разрозненно и ведутся нескоординированно различными организациями городского хозяйства.
В решении этих проблем должна помочь геоинформационная система города, ориентированная на отображение объектов эксплуатации: зданий, землепользователей, инженерных сооружений и сетей, зеленых насаждений и т.п.
Информационно-картографическую систему города можно определить как комплекс организационно-технологических методов и средств сбора, хранения, обработки, издания и использования пространственно-привязанных данных о городской среде (земле, зданиях, сооружениях, инженерных коммуникациях, растительности и т.д.), их экономическом и правовом состоянии, и хозяйственном использовании.
Основой этой системы является топографо-геодезический комплекс данных, который обеспечивает единую связь между объектами среды. На основе этой базовой информации система будет поддерживать социально-экономический и экологический мониторинг.
Построение такой системы возможно только на современном уровне с применением комплексных компьютеризированных информационных технологий, созданием реальных систем банков данных и знаний.