В целях создания единой Городской информационной системы города для информационно-аналитического обеспечения органов управления города, совершенствования учета и использования материальных, природных, экономических ресурсов города, мониторинга и прогнозирования для развития города и городского хозяйства городская Дума
ПОСТАНОВИЛА:
1. Утвердить городскую целевую "Программу создания Городской информационной системы".
2. Городскому Голове предусмотреть расходы на реализацию программы в проекте бюджета г. Калуги на 1998 год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет по комплексному развитию города и городскому хозяйству (Яковлев В.В.).
Председатель городской Думы
В.Г.Белобровский
Утверждено
постановлением
городской Думы г. Калуги
от 9 июня 1998 г. N 119
Паспорт городской целевой программы
1. Введение
2. Цели и задачи программы
3. Существующее положение работ по информатизации в городской управе
4. Проект построения структуры городской информационной системы
Ядро системы
Основные общегородские базы
Прикладные информационные системы
Комитет по планированию развития города
Городская Дума
Управление архитектуры и градостроительства
Городской земельный комитет
Бюро технической оценки и технической инвентаризации
Комитет экономики и промышленности
Городской финансовый отдел
Комитет по управлению имуществом
Городской комитет по охране окружающей среды
Комитет обслуживания населения
Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Регистрационно-экспертный отдел
Управление делами городской управы
Инспекция госархстройнадзора
Управление социальной защиты
Центр занятости
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
5. Структура геоинформационного фонда города
6. Этапы создания городской информационной системы
Создание городской ИС проводится в четыре этапа
Базовая информационная система
На первом этапе формирования базовой ИС предлагается:
Второй этап:
Третий этап:
Четвертый этап:
7. Формирование прикладных ИС
8. Технико-экономическое обоснование программы
Оценка затрат
Подсчет преимуществ
9. Этапы и сроки реализации программы
Приложения:
1. Состояние информатизации городской управы г. Калуги на март 1998 г.
2. Схема информатизации городской управы г. Калуги.
3. Календарный план информатизации на 1998 год.
4. Справка о ходе разработки и применения информационных систем в городах России.
----T------------------------T----------------------------------¬
¦1. ¦Наименование программы: ¦Программа создания городской ¦
¦ ¦ ¦информационной системы ¦
¦2. ¦Заказчик программы: ¦Городская Управа г. Калуги ¦
¦3. ¦Разработчик программы: ¦Комитет по планированию развития ¦
¦ ¦ ¦города. ¦
¦4. ¦Цели и задачи программы:¦Автоматизация деятельности ¦
¦ ¦ ¦городских служб и объединение в ¦
¦ ¦ ¦единое информационное пространство¦
¦5. ¦Важнейшие показатели: ¦Повышается эффективность управле- ¦
¦ ¦ ¦ния городскими службами и их ¦
¦ ¦ ¦взаимодействия. ¦
¦ ¦ ¦Уменьшается количество ошибок при ¦
¦ ¦ ¦принятии решений. ¦
¦ ¦ ¦Ведение городского кадастра. ¦
¦6. ¦Сроки реализации ¦1998-2000 г. г. ¦
¦7. ¦Перечень подпрограмм и ¦Автоматизация документооборота. ¦
¦ ¦основных мероприятий ¦Внедрение геоинформационной ¦
¦ ¦ ¦системы. ¦
¦ ¦ ¦Оцифровка городских планов. ¦
¦8. ¦Исполнители программ и ¦Подрядчик будет определяться на ¦
¦ ¦основных мероприятий: ¦конкурсной основе согласно ¦
¦ ¦ ¦действующему законодательству ¦
¦9. ¦Объемы и источники ¦3263,1 т. рублей (цены 1998 года) ¦
¦ ¦финансирования: ¦За счет средств городского бюджета¦
¦10.¦Ожидаемые конечные ¦Точная информация об объектах ¦
¦ ¦результаты программы: ¦городского хозяйства будет дос- ¦
¦ ¦ ¦тупна по первому требованию ¦
¦ ¦ ¦заинтересованных лиц в минимальные¦
¦ ¦ ¦сроки. ¦
¦11.¦Система организации ¦Контроль за исполнением программы ¦
¦ ¦контроля за исполнением ¦осуществляет заместитель городс- ¦
¦ ¦программы: ¦кого Головы по комплексу развития ¦
¦ ¦ ¦и комитет городской Думы по комп- ¦
¦ ¦ ¦лексному развитию города и городс-¦
¦ ¦ ¦кого хозяйства. ¦
¦ ¦ ¦Техническое сопровождение-отдел ¦
¦ ¦ ¦системного администратора. ¦
¦ ¦ ¦Контроль смет - финансово-эконо- ¦
¦ ¦ ¦мический отдел городской Управы. ¦
L---+------------------------+-----------------------------------
Город и городское хозяйство представляет собой сложную систему, которая требует для решения своих проблем, координации усилий множества служб. Обычно к нему относятся как к простой системе, руководствуясь принципом "тушения пожаров" на "живой" работе. У каждой из служб имеются такие "пожары". В настоящее время городская администрация представляет собой конгломерат служб, плохо скоординированных и преследующих узкоориентированные, как правило, оперативно-тактические цели. Особенно наглядно видно это при подготовке бюджета на очередной год, когда каждая служба любыми методами добивается своего "куска" от "бюджетного пирога" как можно побольше и "пожирнее". Соответственно и руководство города вынуждено в таких условиях давать всем "поровну" без учета решения жизненно важных проблем для города, которые вроде бы еще "потерпят". Но "скупой платит дважды" и решение этих проблем через некоторое время будет происходить уже с большими затратами.
В городе отсутствует обмен информацией на горизонтальном уровне, также и на вертикальный уровень может поступать неверная информация из-за неточностей, ошибок и т.д.
Одновременно, в настоящее время необходима система доведения различной информации до граждан. В первую очередь, для создания обратной связи с населением. Это информация о городских нормативных актах, сведения о порядке получения различных выплат, компенсаций, о недвижимости, наличие свободных рабочих мест, товарах и услугах и их распределение на территории города и т.д.
Управление городом представляет собой сферу, где влияние случайных субъективных факторов на ход процесса очень велико.
Принимаемые решения иногда сказываются через некоторое время и оказывают для города экономический ущерб и потери.
Поэтому руководству города, особенно в режиме жесткой экономии финансовых средств, необходимо иметь полную достоверную информацию для принятия решений и иметь инструмент для прогнозирования и выработки стратегических долгосрочных решений.
В первую очередь, необходима информация о наличии всех ресурсов (финансовых, природных, трудовых и т.д.). Такая информация создается на уровне низовых звеньях управленческой структуры (отделах, комитетах).
При управлении городским хозяйством всегда возникает множество проблем, связанных с постоянным изменением объектов города. Для эффективного решения задач управления муниципальным хозяйством, обеспечения его социального развития, процессов проектирования и строительства, природоохранных мероприятий, эксплуатации наземных и подземных инженерных сооружений в условиях перехода на экономические методы подготовки и принятия решений, появления рынка земли, рынка сырья и рынка недвижимости постоянно требуется информация о фактическом состоянии природных и техногенных ресурсах города.
При возникновении чрезвычайных ситуаций необходима оперативная и достоверная информация для их быстрого и успешного устранения аварийными службами. При строительстве новых сооружений необходима информация о геологии и топографии застраиваемой местности, наличии инженерных коммуникаций и возможности их эксплуатации с учетом возрастающих мощностей. Для успешного решения хозяйственных проблем необходимо также иметь информацию об экологическом состоянии города. Эти и другие проблемы в настоящее время решаются разрозненно и ведутся нескоординированно различными организациями городского хозяйства.
В решении этих проблем должна помочь геоинформационная система города, ориентированная на отображение объектов эксплуатации: зданий, землепользователей, инженерных сооружений и сетей, зеленых насаждений и т.п.
Информационно-картографическую систему города можно определить как комплекс организационно-технологических методов и средств сбора, хранения, обработки, издания и использования пространственно-привязанных данных о городской среде (земле, зданиях, сооружениях, инженерных коммуникациях, растительности и т.д.), их экономическом и правовом состоянии, и хозяйственном использовании.
Основой этой системы является топографо-геодезический комплекс данных, который обеспечивает единую связь между объектами среды. На основе этой базовой информации система будет поддерживать социально-экономический и экологический мониторинг.
Построение такой системы возможно только на современном уровне с применением комплексных компьютеризированных информационных технологий, созданием реальных систем банков данных и знаний.
Создание и внедрение Городской информационной системы преследует следующие цели:
- Формирование единой информационной инфраструктуры муниципального образования "Город Калуга";
- Обеспечение информационной основы для реализации функций управления городским хозяйством;
- Упорядочение источников основных видов информации с определением их юридических прав представления информации по ее функциональной принадлежности;