ГУБЕРНАТОР КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года N 573


Об одобрении Концепции развития здравоохранения в Калужской области до 2020 года


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и в целях дальнейшего совершенствования организации оказания медицинской помощи в Калужской области


  постановляю:


1. Одобрить Концепцию развития здравоохранения в Калужской области до 2020 года (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

Приложение
к Постановлению
Губернатора Калужской области
от 27 ноября 2012 года N 573

КОНЦЕПЦИЯ
развития здравоохранения в Калужской области до 2020 года


1. Введение


В Концепции изложены цели, задачи и способы совершенствования здравоохранения в Калужской области на основе применения системного подхода к организации оказания равнодоступной и качественной медицинской помощи на территории региона.

Правовую основу Концепции представляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", федеральные законы, законы Калужской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Калужской области, определяющие права и ответственность граждан, общества и государства в сфере здравоохранения.

2. Общие положения


В Калужской области, как и во всем мире, нарастает глобальная эпидемия неинфекционных заболеваний, которые являются лидирующей причиной смертности и инвалидности и приводят к катастрофическим социальным и экономическим последствиям. Девять из десяти смертей людей в возрасте до 60 лет происходит от сосудистых, онкологических, респираторных заболеваний и диабета. Несмотря на наличие факторов наследственной предрасположенности, большинство неинфекционных заболеваний формируется постепенно под влиянием всех особенностей жизни человека - питания, режима физической активности, эмоционального состояния, наличия вредных привычек, а также под влиянием социальных факторов - условий труда и отдыха. Совокупное влияние только поведенческих факторов риска на развитие неинфекционных заболеваний огромно - от 61% при сосудистой патологии до 35% при новообразованиях. Так, со злоупотреблением алкоголем связано почти 12% всех смертей, с табакокурением - 17%, с несбалансированным питанием - почти 13%.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Калужской области приоритетами региональной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения путем формирования здорового образа жизни, развитие профилактических мероприятий, повышение доступности и качества медицинской помощи, особенно в амбулаторных условиях, улучшение демографической ситуации.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить активизацию профилактической работы в медицинских организациях с целью раннего выявления заболеваний, их профилактики и оказания качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам в Калужской области (в рамках государственных гарантий);

- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений;

- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением в Калужской области.

3. Современное состояние здравоохранения в Калужской области


Калужская область имеет ряд особенностей, включая низкую плотность проживания населения (33,6 человека на 1 кв. км, в том числе в 10 районах области - 10 и менее), высокий удельный вес сельского населения - 23,7%, возрастную структуру населения (лица старше трудоспособного населения составляют 24% от всего населения), поражение 16% территории области радиоактивным загрязнением в результате аварии на ЧАЭС. Деление области на муниципальные районы с выраженной диспропорцией по численности (от нескольких тысяч до 60 тысяч населения), в каждом из которых имеется медицинская организация, привело к тому, что удельный вес маломощных центральных районных больниц составляет 83%.

Активная реализация начатых в 2006 году приоритетного национального проекта "Здоровье", а в 2011 году - программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011-2012 годы, позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать информатизацию здравоохранения. Внимание вновь сконцентрировано на организации первичной и скорой медицинской помощи, социальном положении и условиях работы участковых врачей и специалистов амбулаторного звена. Значительно улучшилось состояние здоровья беременных женщин, матерей, детей до года. Всем калужанам, нуждающимся в получении высокотехнологичной медицинской помощи, она была оказана. Начата системная борьба с главными причинами смертности населения - сосудистыми и онкологическими заболеваниями, дорожными травмами, туберкулезом. Созданы и функционируют центры здоровья для детей и взрослых. Совершенствуется наркологическая помощь.

Данный комплекс мер уже привел к существенным позитивным изменениям: за шесть лет продолжительность жизни калужан увеличилась почти на четыре года, общая смертность снизилась на 12,5%, младенческая - на 62%, материнская - на 41,8%. Снизилась смертность от всех основных социально значимых заболеваний.

Вместе с тем в отраслевых учреждениях здравоохранения Калужской области отмечается дефицит врачебных кадров по основному перечню специальностей как в стационаре, так и амбулаторно-поликлиническом звене. Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, несовершенство системы социальных гарантий, недостаточный уровень заработной платы, прежде всего у молодых специалистов, отсутствие гарантий в предоставлении жилья и другие проблемы приводят к оттоку квалифицированных врачебных кадров в другие сферы деятельности и регионы. Остается актуальной проблема нехватки врачей узких специальностей в районных лечебно-профилактических учреждениях: фтизиатров, неврологов, офтальмологов, оториноларингологов, психиатров, психиатров-наркологов.

В регионе ощущается острый дефицит врачей скорой медицинской помощи, патологоанатомов, врачей-лаборантов.

К основным факторам, определяющим необходимость совершенствования и развития системы здравоохранения в Калужской области, относятся следующие:

- существенные различия в показателях ресурсной обеспеченности и здоровья сельского и городского населения, делающие невозможным обеспечение населения равнодоступной и качественной медицинской помощью в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи;

- необходимость смещения акцента на развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической работы, увеличение процента выявляемости заболеваний на ранней стадии;

- необходимость дальнейшего развития специализированной медицинской помощи и высокотехнологичных методов лечения;

- необходимость более рационального использования материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.

4. Цели, задачи и основные направления Концепции развития
здравоохранения в Калужской области


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и в целях дальнейшего совершенствования организации оказания медицинской помощи в Калужской области планируется достичь следующих показателей к 2018 году:

- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 758,0 случая на 100 тысяч населения;

- снижение смертности от новообразований до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 10,0 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 16,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение младенческой смертности до 7,9 случая на 1 тысячу родившихся живыми.

Задачами развития здравоохранения в Калужской области являются:

- дальнейшее развитие и совершенствование трехуровневой системы оказания качественной и равнодоступной медицинской помощи для реализации комплекса мер по снижению смертности населения, при этом особое внимание должно уделяться заболеваниям, являющимся основными причинами высокой смертности;

- развитие профилактической медицины как важнейшей составляющей сохранения здоровья нации, в том числе:

1) проведение диспансеризации населения в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калужской области;

2) функционирование мобильных медицинских комплексов на базе транспортных средств повышенной проходимости для проведения диспансеризации в сельских местностях;

- дальнейшее совершенствование материально-технической базы здравоохранения, в том числе первичного амбулаторно-поликлинического звена, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;

- повышение обеспеченности кадрами системы здравоохранения и их квалификации.

В настоящее время в области заложены основы функционирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи с маршрутизацией пациентов для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи в зависимости от срочности и патологии (сосудистая патология, акушерство, неонатология, онкология).

Для достижения поставленной цели будут проведены мероприятия по следующим направлениям.

Рационализация сети медицинских организаций региона, предусматривающая дальнейшее совершенствование так называемой трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Предусматривается комплекс организационных, управленческих, финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи. Трехуровневая система оказания медицинской помощи предполагает в качестве фундамента развитие первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях, широкое внедрение дневных стационаров и стационарозамещающих технологий, телемедицины и выездных форм амбулаторной работы. Такое развитие амбулаторного звена будет сопровождаться продуманной реорганизацией и частичным перепрофилированием коечного фонда на основе тщательного анализа маршрутов движения больных за счет сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи. Для обеспечения полного цикла лечения больных будет создано необходимое количество реабилитационных коек, коек по уходу и паллиативной помощи.

Реализация мероприятий предполагает:

- приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности деятельности медицинских организаций;

- оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий;

- повышение доступности качественной специализированной медицинской помощи на основе концентрации 30% коек в межрайонных центрах;

- укомплектование государственных учреждений здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, повышение их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров;

- дальнейшее совершенствование материально-технической базы медицинских организаций Калужской области.

Трехуровневая система оказания медицинской помощи будет представлена следующим образом:

первый уровень предусматривает оказание первичной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.

Первичная медико-санитарная помощь будет представлена участковой службой (территориально-участковый принцип). Состав врачей-специалистов в каждом учреждении первого уровня будет определяться в соответствии со структурой заболеваемости населения в зоне обслуживания. Упор в работе будет сделан на профилактические мероприятия (диспансеризация, в том числе выездные формы работы, скрининги и пр.), диспансерное наблюдение за хроническими больными, реабилитационные мероприятия. Получат широкое развитие стационарозамещающие технологии (дневные стационары, стационары на дому). При поликлинических учреждениях будут развернуты отделения (кабинеты) неотложной помощи, которые возьмут на себя до 15% объема помощи, оказываемой службой "Скорой помощи". На первом уровне также будет оказываться первичная доврачебная помощь.

В амбулаторном звене будет сконцентрировано 60% медицинской помощи. На первом уровне будет обеспечен приоритет развития амбулаторно-поликлинической помощи с центральной фигурой - врачом общей практики с учетом выбора пациента.

20 районных медицинских организаций будут дополнительно обеспечены оборудованием и кадрами поликлиник, имеющих в своем составе детские и женские консультации, получат дальнейшее развитие существующие центры здоровья. Развитие института врачей общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности "общая врачебная практика", так и главным образом путем переобучения уже работающих врачей. Предусматриваются постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Снизится нагрузка на врачей-специалистов и стационары. Повышение эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи населению вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной помощи. Консультации врачей-специалистов, выполнение наиболее сложных диагностических процедур будут проводиться только в консультативно-диагностических центрах второго уровня, куда будут направляться диагностически неясные, "сложные" пациенты. На первом уровне планируются сокращение и перепрофилирование коечного фонда, что позволит использовать высвобождающиеся кадровые ресурсы в амбулаторном звене, увеличить объемы посещений врачей, включая профилактические приемы и санитарно-гигиеническую работу по формированию здорового образа жизни.

Будет сформирована и внедрена система управления здоровьем: мотивирование населения к сохранению здоровья и долголетию, формирование ответственности каждого за сохраненное здоровье и здоровье своих близких. Прежде всего это касается организации первичной медицинской помощи, участковой, школьной и производственной медицинской службы. Профилактическая деятельность врачей первичного звена будет занимать не менее 30% рабочего времени. Будут введены новые подходы к организации работы участковой службы, тарифной политике, новые материальные стимулы оценки работы врача: не по количеству посещений больных и выписанных рецептов, а по конечному результату - состоянию здоровья прикрепленного населения, проценту заболеваний, выявленных на самой ранней, излечимой стадии. Будут развиваться пренатальный и неонатальный скрининг, ежегодная диспансеризация детей и подростков, регулярные профилактические осмотры и диспансеризация взрослого населения.

С учетом сложившегося в последние десятилетия дефицита медицинских кадров в первичном звене получат свое развитие выездные формы диспансеризации в организованных коллективах учащихся и работающих в сельской местности в удаленных населенных пунктах.

В 19 центральных районных больницах планируется сохранить минимальное количество общеврачебных коек для оказания помощи при острых и неотложных состояниях, при необходимости с последующей госпитализацией пациентов в межрайонные центры. Для обеспечения этапности оказания медицинской помощи - маршрутизации пациентов на второй уровень - медицинские организации первого уровня будут дополнительно оснащены санитарным автотранспортом.

Поэтапно избыточные койки будут сокращены: на 1-м этапе (2013-2014 годы) произойдет доведение коечного фонда до норматива с увеличением числа койко-мест в дневном стационаре и увеличением объема других стационарозамещающих технологий, на 2-м этапе (2015-2020 годы) произойдет передача части коек из маломощных ЛПУ и части коек из учреждений третьего уровня на межрайонный уровень, таким образом, на втором уровне будет сконцентрировано до 30% коечного фонда.

В городе Калуге произойдет перепрофилирование части коек круглосуточного общетерапевтического стационара в стационар дневного пребывания с интенсивностью работы в 3 смены. Дополнительно открытые койки дневного стационара позволят удовлетворить потребность населения города в специализированной, в том числе реабилитационной, медицинской помощи.

Сеть коек паллиативного профиля (койки сестринского ухода) будет увеличиваться (по потребности в них) за счет перепрофилирования неэффективно работающих круглосуточных стационарных коек.

Для оказания паллиативной помощи онкологическим больным будет создан хоспис.

Для функционирования паллиативных коек, оказания реабилитационной помощи планируется подготовка врачей-физиотерапевтов, врачей ЛФК, медицинских психологов, социальных работников.

Оказание остальной необходимой специализированной помощи переместится на более высокий (второй) уровень.

На втором уровне специализированная медицинская помощь будет осуществляется в межрайонных центрах, имеющих в своем составе консультативно-диагностические центры и специализированные стационарные отделения. В межрайонных центрах будут лечиться пациенты, которые в настоящее время вынужденно госпитализируются в областную больницу из-за отсутствия базы в медицинских учреждениях области. Учреждения второго уровня будут оказывать специализированную медицинскую помощь непосредственно при направлении пациентов медицинскими организациями и при обращении граждан самостоятельно. Получат дальнейшее развитие стационарозамещающие технологии. На втором уровне будет сконцентрирована экстренная медицинская помощь.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»