Действующий

О Стратегии действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы

Глава 4. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.

Главные цели Стратегии в отношении детей, нуждающихся в особой заботе государства, - повышение качества их жизни и успешная социализация в обществе.

4.1. Краткий анализ ситуации


На начало 2012 года общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области составило 4837 человек. 85% из них воспитываются в семьях жителей Калужской области, в том числе 1398 (22%) - в семьях усыновителей и более 1200 детей воспитываются в 660 приемных семьях.

Органами опеки и попечительства активно реализуется региональная политика профилактики социального сиротства и семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы стабильно уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Калужской области. В 2012 г. оно составляет 2,7% от общего количества детского населения. Однако этот показатель превышает среднероссийский (2,3%), в связи с чем на первый план региональной стратегии выдвигается работа по профилактике социального сиротства, сохранению и реабилитации кровной семьи ребенка.

В Калужской области создана развитая законодательная база социальных гарантий для детей-сирот и семей, их воспитывающих, на основе которой установлено и осуществляется более 20 видов различных социальных выплат. В результате активной деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах области воспитывается всего 226 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На базе всех четырех детских домов разработаны и реализуются разносторонние программы семейного воспитания и постинтернатного сопровождения выпускников в самостоятельной жизни.

С 1 января 2012 года в Калужской области действует новая ведомственная целевая программа "Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Старт в будущее". В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 16.09.2011 N 495 создано государственное автономное учреждение Калужской области "Центр постинтернатного сопровождения "Расправь крылья!" (с социальной гостиницей на 24 места) для оказания комплексной помощи и услуг всем выпускникам интернатных учреждений и лицам из числа детей-сирот.

В предстоящие годы профилактическая работа с семьями и детьми группы риска должна стать главной для всех социальных служб и органов опеки и попечительства. Их деятельность должна быть направлена в первую очередь на раннее выявление проблем семьи (как биологической, так и замещающей), организацию реабилитационной работы с детьми и родителями, оказание комплексных социальных услуг нуждающимся в них семьям, постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот.

По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Калужской области, на территории Калужской области зарегистрирован 2831 ребенок, имеющий статус "ребенок-инвалид", в возрасте от 0 до 17 лет. В возрастной структуре при первичном освидетельствовании первое место принадлежит категории детей в возрасте от 0 до 3 лет, среди которых преобладают заболевания с врожденной аномалией (50,8%), а также заболевания центральной нервной системы (16,5%). В возрастной структуре 8-14 лет, которая занимает второе место, преобладают психические расстройства (28-30%).

Для комплексной работы с детьми-инвалидами в системе органов социальной защиты населения создано два специализированных реабилитационных центра, которые оснащены современным оборудованием. На основании заключенных с родителями договоров осуществляется социальное сопровождение семьи начиная с момента рождения ребенка либо с момента получения им статуса ребенка-инвалида. За последние годы значительно увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги (2006 год - 25%; 2011 год - 42%).

Вместе с тем остается актуальной проблема доступности получения реабилитационных услуг семьями, воспитывающими детей-инвалидов, проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование и реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи.

На конец 2011 года состоит на учете по ВИЧ-инфекции 21 ребенок (6,4% от рожденных ВИЧ-инфицированными матерями). 13 ВИЧ-инфицированных детей (61,9%) получают антиретровирусную терапию. Диагноз ВИЧ-инфекции рожденным в 2011 году детям не выставлялся. На конец 2011 года 63 ребенка (18,9%) находились на диспансерном наблюдении по поводу перинатального контакта по ВИЧ-инфекции, за 2011 год снято с учета 42 ребенка. В 2011 году нуждались и получали специфическую (антиретровирусную) терапию за счет средств национального проекта 13 детей (все нуждающиеся).

4.2. Основные задачи


Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение престижа усыновления.

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разработка и обеспечение нового механизма реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на благоустроенное жилье.

Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку и доступную среду.

Формирование на основе межведомственного взаимодействия системы всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание служб раннего вмешательства, развитие института инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.3. Меры, направленные на защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Улучшение кадрового и методического обеспечения деятельности по опеке и попечительству, повышение статуса органов опеки и попечительства и специалистов по охране прав детства.

Внедрение в практику деятельности органов опеки и попечительства приоритетов профилактической работы с семьями и детьми группы риска.

Формирование института профессиональной приемной семьи, оптимизация системы служб сопровождения замещающих семей, расширение спектра и улучшение качества предоставляемых им услуг.