Действующий

О Стратегии действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы

Глава 2. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

2.1. Краткий анализ ситуации


Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.

Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, на основании которого разработаны региональный план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы и комплекс мер по модернизации системы общего образования в Калужской области. Особое внимание в указанных документах уделяется вопросам обеспечения качества общего образования.

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов происходит серьезное обновление программ и методов работы общеобразовательных учреждений. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения единого государственного экзамена, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения единого государственного экзамена. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.

Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, в связи с нерешенностью которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом нереализованными. Этими проблемами являются: дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования; дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию; отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

В целях профилактики негативных проявлений в подростковой среде сотрудниками территориальных органов УМВД России по Калужской области на районном уровне в Калужской области на постоянной основе проводятся лекции и беседы, в том числе направленные на толерантное отношение к представителям других национальностей. Всего в 2011 году осуществлено 240 выступлений в средствах массовой информации, прочитано 4595 лекций в общеобразовательных заведениях. Преступлений на межэтнической, межрелигиозной почве несовершеннолетними в 2011 году не совершалось.

2.2. Основные задачи


Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.

Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Создание эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания и развития способностей одаренных детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Осуществление мониторинга и профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде.

Обеспечение информационной безопасности детства.

2.3. Меры, направленные на обеспечение доступности
и качества образования


Обеспечение развития способностей каждого ученика общеобразовательного учреждения, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Создание региональной системы оценки качества образования, в том числе выработка критериев результативности учительского труда.

Обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Привлечение к работе в образовательных учреждениях области молодых преподавателей.

Развитие школьной инфраструктуры, оснащение школ современным оборудованием, в том числе модернизация школьных библиотек и создание в них центров детского чтения.

Реализация долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Калужской области (2011-2015 годы)" (инклюзивное образование детей-инвалидов).

Обеспечение стабильной работы центра дистанционного образования по организации общего и дополнительного образования детей-инвалидов.

Расширение вариативности форм дошкольного образования (семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др., а также развитие негосударственного сектора) в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе.

Повышение качества и доступности психологических услуг для участников образовательного процесса.

Развитие психологической службы системы образования области.

2.4. Меры, направленные на поиск и поддержку
талантливых детей и молодежи