ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2012 года N 329


О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Калужской области на период до 2020 года


В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р "О концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" и пунктом 1 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N ВП-П44-8657 Правительство Калужской области


  постановляет:


1. Одобрить Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Калужской области на период до 2020 года (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 29 июня 2012 года N 329

     

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

1. Введение


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Калужской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана министерством культуры Калужской области.

Разработка настоящего документа базировалась на положениях Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

В настоящей Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Калужской области, сформулированы цели и задачи разработки Концепции, определены основные направления развития театрального дела в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

В Концепции использованы следующие термины и понятия:

театральное дело - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности.

Театральная деятельность - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей.

Театральное искусство - один из видов исполнительских искусств (наряду с музыкальным и цирковым искусствами), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения - спектакли - уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.

Театр - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства.

Труппа - творческий коллектив артистов театра.

Профессиональный театр - театр с профессиональной труппой.

Любительский театр - театр с любительской труппой (самодеятельный театр).

Спектакль - 1) название сценического произведения в репертуаре театра (постановка); 2) акт показа сценического произведения (представление).

Репертуар - 1) совокупность литературных или музыкально-литературных произведений, предназначающихся для постановки в театре; 2) совокупность сценических произведений (постановок, названий), готовых к показу зрителям (текущий репертуар).

Новая постановка - новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра.

Капитально возобновленная постановка - постановка, входившая ранее в репертуар театра и восстановленная для показа зрителям с сохранением прежнего художественного решения, но с обновлением материального оформления и/или со сменой состава исполнителей.

Репетиция - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера, хормейстера) при подготовке новой постановки, капитальном возобновлении или корректировке спектакля текущего репертуара.

Репертуарный театр - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой, сценической площадкой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей (названий).

Антреприза - форма организации театрального дела, в которой предприниматель или организация набирает актеров для участия в конкретном театральном проекте.

Свободная (открытая) площадка - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или выпуска и показа спектаклей различных театральных организаций.

Выездной спектакль - спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона), с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток.

Гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли).

Театральный фестиваль - показ (смотр) достижений театрального искусства.

2. Цели и задачи разработки Концепции


В период инновационного типа развития экономики ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.

Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в регионе занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни и качества социальной среды.

Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству.

Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.

Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Вклад театра в формирование человеческого капитала, важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности по сути неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал двадцатилетний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.

В прошедшие два десятилетия театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства, с другой - чтобы театральное дело не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будут иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.

Бытование и развитие искусства в любом регионе, претендующем на ведущие позиции в современном культурном пространстве, определяют необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого определяются три направления развития театрального дела в Калужской области. Во-первых, следует брать по возможности все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо охранять собственные традиции и достижения театров региона. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров региона в международном пространстве.

В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра, в первую очередь объектом государственной защиты должна стать традиционная российская модель репертуарного театра.

Театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы жителей региона.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов сохранения достижений сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012-2020 годы) - обеспечения динамичного развития театрального дела как в традиционных формах, так и с использованием экспериментальных подходов, адаптации мирового опыта в этой сфере.

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:

создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;

расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров;

поддержка развития драматургии и театральной критики.

Обеспечить решение этих задач должны:

государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;

поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

совершенствование материально-технической базы, реконструкция имеющихся театральных зданий;

совершенствование нормативно-правовой базы.

3. Доступность театрального искусства для населения
Калужской области


За последние пятнадцать лет театры Калужского региона пережили кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов их деятельности - от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на необходимость адаптации к новым условиям, калужские театры за этот период смогли увеличить объемы своей деятельности.

Сеть театров.

В настоящий момент в Калужской области функционируют 2 областных театра: государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области "Калужский ордена Трудового Красного Знамени областной драматический театр" и государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области "Театр юного зрителя (ТЮЗ)", 1 муниципальный театр - муниципальное учреждение культуры "Калужский театр кукол", 26 народных театров, 12 молодежных, детских, экспериментальных театральных студий.

Доля профессиональных театров в Калужской области составляет 7,3%.

В 2007 году распоряжением Правительства Российской Федерации (от 13 июля 2007 г. N 923-р) были одобрены социальные нормативы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тыс. чел. в городских поселениях и городских округах с числом жителей более 100 тыс. чел.

Для граждан, живущих в сельской местности, возможность приобщения к театральному искусству либо исключена, либо сильно затруднена.

Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и соответственно квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.

Театральное предложение.

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных профессиональными театрами Калужской области: с 793 в 2006 году до 966 в 2011 году.

Число посещений театров после резкого спада в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов имело тенденцию роста. В 2006 году профессиональные калужские театры посетили 170,2 тыс. чел., а в 2011 - 209,1 тыс. чел. Кроме того, большую работу со всеми возрастами зрителей ведут в муниципальных районах области народные, молодежные, детские и экспериментальные театры и театральные студии.

Количественная нехватка театров в прошлые десятилетия частично восполнялась широко распространенной системой гастролей, которая к тому же укрепляла связи в едином театральном пространстве, способствовала межнациональному общению, демонстрации лучших художественных достижений, знакомству жителей провинции с творчеством ведущих мастеров сцены, расширению театрального предложения.

Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей.

Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что произошедшие социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную российским театром.

Культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.

Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театры для детей - первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он в будущем постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра.

Отечественный театр сформировал особый институт - профессиональные театры для детей и подростков. Созданный в Калуге в конце 50-х годов театр юного зрителя (ТЮЗ) стал первым опытом работы на территории области театра с детской аудиторией. ТЮЗ, призванный органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошел длинный и во многом яркий путь, но сегодня его дальнейшая судьба требует особого внимания.

Будущее калужского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решают ТЮЗ и театры кукол. Но они ориентированы главным образом на дошкольный и младший школьный возраст. Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение.

Ориентация на платежеспособный спрос населения области обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров, ориентированный в том числе и на малодоходных граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»