В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.
Главная цель развития системы образования Калужской области - обеспечить возможность каждому обучающемуся получить вне зависимости от места проживания качественное образование с целью дальнейшего трудоустройства по профессии.
На современном этапе эта цель будет достижима если принять предупредительные меры по поддержке инновационных механизмов развития отрасли образования, перераспределению ресурсов с учетом демографической ситуации и перспектив развития Калужской области, привлечению дополнительных средств.
Одним из основных условий успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования предполагает создание необходимых условий, установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в том числе материально-технических и информационно-образовательных.
В настоящее время в Калужской области функционирует 720 образовательных учреждений с общим охватом учащихся и воспитанников более 180 тыс. человек. Организацию образовательного процесса обеспечивают более 28 тыс. работников.
Больше половины существующих зданий (483 образовательных учреждения или 67 процентов) построены более 30 лет назад и не соответствуют современным требованиям санитарно-гигиенических норм, неудобны в технической эксплуатации, эстетически непривлекательны. Износ отдельных зданий достигает 60 процентов. В настоящее время находятся в критическом состоянии и требуют капитального ремонта общеобразовательные школы, построенные еще в пятидесятые годы прошлого века.
Вызывает серьезные опасения техническое состояние коммуникаций, которые характеризуются высокой степенью износа, аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Действующие нормативы периодичности капитального ремонта на данный момент не соблюдаются ни по одному объекту учреждений образования.
Кровли большинства объектов выполнены с использованием устаревших технологий и не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий. Покрытие кровель и утеплитель со временем приходят в негодное состояние, что создает аварийные ситуации и приводит к тепловым потерям.
Находятся в ветхом состоянии и требуют замены оконные и дверные блоки практически во всех зданиях. Строительные конструкции запасных эвакуационных выходов находятся в неудовлетворительном состоянии. Электрические сети изначально не рассчитаны на нагрузку, необходимую для эксплуатации современного оборудования.
Нормативный срок службы трубопроводов систем отопления составляет 30 лет, а это значит, что более чем в 60 процентах (435) зданий учреждений образования требуется капитальный ремонт систем отопления. В школах требуется полная замена устаревшего сантехнического оборудования.
Невыполнение тех или иных видов работ капитального характера в определенные сроки является грубейшим нарушением требований контролирующих органов и ресурсоснабжающих организаций, создает опасные условия пребывания в зданиях и на территории образовательных учреждений для учащихся, воспитанников и сотрудников.
Решение проблемы по своевременному проведению капитального ремонта требует комплексного подхода и его невозможно осуществить в рамках текущего финансирования. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации мероприятий Программы.