В Калужской области сложилась неблагоприятная обстановка в сфере обращения с отходами производства и потребления. Большинство городских и районных свалок и полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) находится в неудовлетворительном состоянии.
В связи с неэффективными способами захоронения ТБО на большинстве свалок происходит их быстрое заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТБО и значительные площади, выделенные под их захоронение.
Неудовлетворительная организация сбора и вывоза отходов приводит к росту количества несанкционированных свалок и захламлению территории бесхозяйными отходами, что является мощным источником вторичного загрязнения окружающей среды. Размещаемые, как правило, в оврагах, несанкционированные свалки имеют прямую связь с водоемами, загрязняют атмосферный воздух, почву.
В районах размещения отходов происходит загрязнение всех компонентов природной среды: загрязняются и захламляются земли, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Образующийся в результате биохимических процессов гниения в теле полигона (свалки) биогаз загрязняет приземную атмосферу и часто является причиной возникновения взрыво- и пожароопасных ситуаций. Помимо отчуждения больших количеств земель сельскохозяйственного назначения, свалки являются источниками загрязнения окружающей среды весьма токсичными элементами. Многие токсичные вещества в составе отходов обладают кумулятивным действием, поэтому вредное воздействие размещаемых отходов на окружающую среду и, как следствие, на здоровье населения с каждым годом усиливается.
В настоящее время не менее существенный вред окружающей среде наносится выхлопными газами от автомобилей. В особенности это относится к самортизированным транспортным средствам, работающим на изношенных двигателях.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
Средний амортизационный износ автобусов, работающих на регулярных маршрутах, проходящих по территории Калужской области, на 1 января 2013 года составляет 65,8%. Обновление автобусного парка составляет приблизительно 8% от существующего, причем 90% всех новых автобусов принадлежит частным лицам. Автопредприятиями обновляется автобусный парк в очень ограниченном количестве. Данная проблема требует скорейшего решения, поскольку географическое положение области, нахождение ее на транзитных направлениях европейской части России (север-юго-запад и север-юг), а также непосредственное примыкание к Московскому региону сформировали высокий транспортный потенциал территории. Область обладает развитой транспортной системой. Транспортная политика Калужской области направлена на реализацию мероприятий, предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы. В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь комплексного развития транспорта с другими отраслями хозяйства и социальной сферы, которая определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, возможные пути развития.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
В этой связи развитие и модернизация пассажирского транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие Калужской области. Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353), предусмотрено развитие сети общественного транспорта, в том числе развитие автобусного сообщения.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
Таким образом, с целью недопущения пагубного влияния на окружающую среду, а также сокращения выброса в нее вредных веществ Программой предусматривается замена самортизированных транспортных средств, работающих на изношенных двигателях, новыми транспортными средствами.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
Исходные показатели:
- площадь территории Калужской области - 2977731 гектар;
- численность населения Калужской области по состоянию на 1 января 2011 года составила 1011,6 тыс. человек, из них городского населения - 772,3 тыс. человек, сельского - 239,3 тыс. человек;
- административное деление - 316 муниципальных образований: 2 городских округа, 24 муниципальных района, 28 городских поселений, 264 сельских поселения.
По состоянию на 1 октября 2011 года в государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления в Калужской области включены 34 объекта, в том числе:
- 6 специализированных полигонов (хранилищ) промышленных отходов (в том числе 1-2 класса опасности);
- 28 объектов по захоронению ТБО (полигонов, свалок);
- площадь, занятая полигонами и свалками ТБО, - 140 гектаров;
- годовой объем размещения ТБО на полигонах и свалках составил: в 2007 году - 1,996 млн. куб. метров; в 2008 году - 2,16 млн. куб. метров; в 2009 году - 2,214 млн. куб. метров; в 2010 году - 2,39 млн. куб. метров.
Прогнозируемый к 2016 году объем ТБО составит более 3,5 млн. куб. метров в год.
По состоянию на 1 января 2011 года накоплено на полигонах (свалках) ТБО - 8,6 млн. тонн.
Ключевыми проблемами в обращении с ТБО в Калужской области, требующими программного решения, являются:
- отсутствие в муниципальных районах Калужской области современно оборудованных полигонов;