Приложение N 2
к долгосрочной целевой Программе
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Калужской области" на 2011-2015 годы
ПОДПРОГРАММА
"Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального жилищного строительства" долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области" на 2011-2015 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Основными проблемами в сфере жилищного строительства Калужской области являются:
- излишнее административное регулирование при предоставлении земельных участков для жилищного строительства (получение разрешения на строительство);
- непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры;
- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой;
- неразвитая конкуренция среди застройщиков.
Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства в Калужской области, стабилизации цен на рынке жилой недвижимости.
Данные проблемы решались в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и развитие индивидуального жилищного строительства" областной целевой программы "Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы, основные мероприятия которой предполагали увеличение объемов жилищного строительства за счет подготовки земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, и обеспечения условий для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В рамках указанной подпрограммы осуществлялась реализация проекта строительства поселка "Молодежный" в районе дер. Лихун Октябрьского округа г. Калуги. Оказываемые меры государственной поддержки проекта основывались на механизмах, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675,, и включали предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 5 декабря 2011 года N 638):
- на возмещение части затрат застройщиков по уплате процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство магистральных инженерных сетей (в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации более чем на 3 пункта);
- на строительство объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы (детские дошкольные и общеобразовательные средние учреждения) (в 2008 году субсидировалась часть сметной стоимости строительства объектов, пропорции финансирования определены федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности каждого региона) (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 5 декабря 2011 года N 638). В 2008 году были получены средства федерального бюджета на софинансирование строительства детского дошкольного учреждения в пос. Молодежный в размере 36,2 млн. рублей, строительство которого завершено в сентябре 2010 года.
Одновременно подпрограммой реализовывались дополнительные меры, направленные на создание условий для развития жилищного строительства, в том числе путем предоставления субсидий юридическим лицам для возмещения затрат по комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, по отобранным в установленном порядке проектам, участвующим в подпрограмме на конкурсной основе.
С 2007 года на территории Калужской области осуществляет деятельность Фонд поддержки строительства доступного жилья в Калужской области (далее - Фонд) - девелоперская организация, которая получила права на обеспечение коммунальной инфраструктурой пяти земельных участков в целях жилищного строительства, в том числе индивидуального. В рамках реализации мероприятий подпрограммы Фонд активно ведет работу по интеграции своей деятельности в региональных и федеральных программах по строительству жилья, в том числе в пос. Лесной Мещовского района, г. Юхнове, пос. Середейский Сухиничского района и г. Кирове.
Следует отметить, что в целом по области указанных форм государственной поддержки проектов комплексного освоения и развития территорий недостаточно, о чем свидетельствует отсутствие подготовленных площадок, обеспеченных необходимой градостроительной и проектной документацией (генеральными планами, правилами землепользования и застройки, подготовленными проектами планировки территории).
Основными проблемами реализации подпрограммы наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблема отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры.
Реализуемые в рамках данной подпрограммы механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, недостаточны для значительного увеличения объемов жилищного строительства.
С целью повышения доступности жилья для граждан необходимо сочетать деятельность коммерческих застройщиков с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать не только использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
В 2004-2008 годах были приняты и (или) усовершенствованы федеральные законы, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федеральный закон "О концессионных соглашениях", которые сформировали законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий, обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой. Законодательно установлено распределение ответственности за обеспечение жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса (девелопмента), связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство.
Однако на практике реализация принципов, заложенных в федеральных законах, пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
Согласно требованиям градостроительного законодательства с января 2012 года наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет являться необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство. Поэтому, учитывая недостаточное в связи с экономическим кризисом бюджетное финансирование градостроительной деятельности, приоритетной задачей в данной сфере становится завершение в 2011-2012 гг. разработки схем территориального планирования всех муниципальных районов, а также завершение разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки административных центров муниципальных районов.
В Калужской области насчитываются 24 муниципальных района, 291 поселение (29 городских и 262 сельских поселений) и 2 городских округа.
Схемы территориального планирования по всем районам области согласованы Правительством Калужской области и утверждены органами представительной власти районов. Данные по схемам территориального планирования представлены в таблице.
┌═══┬═══════════════════┬════════════════════════┬════════════════════════‰
│ N │ Наименование │ Согласование │Утверждено муниципальным│
│п/п│ муниципального │Правительства Калужской │ образованием области │