Сеть учреждений начального и среднего профессионального образования Калужской области представлена 55 учреждениями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, из них 37 учреждений регионального подчинения, 12 учреждений федерального подчинения и 6 негосударственных учреждений. Из 37 учреждений регионального подчинения 34 подведомственны министерству образования и науки Калужской области, 2 - министерству культуры Калужской области и 1 - министерству здравоохранения Калужской области. Все эти учреждения осуществляют подготовку кадров более чем по 80 различным направлениям.
Самыми востребованными в Калужской области являются рабочие профессии: слесари различных специализаций, сварщики ручной, контактной сварки и электрогазосварщики, водители автомобилей, троллейбусов, погрузчиков, операторы станков, электрики, техники, швеи. Именно по таким специальностям готовят специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Калужской области. В настоящее время в них обучается около 8800 человек по дневной форме обучения (молодые люди в возрасте 15-20 лет) и около 2000 человек, относящихся к более зрелой категории населения, - по краткосрочным формам обучения (обучение второй профессии, повышение квалификации).
Ежегодно за содействием в поиске работы в службу занятости населения Калужской области обращается свыше 30 тыс. человек. Более 15 тыс. человек получают статус безработного. Из них 11 процентов (1,7 тыс. человек) по направлениям службы занятости повышают квалификацию или обучаются новой профессии в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Тенденции современного социально-экономического развития общества, изложенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250, выдвигают качественно новые требования к функционированию системы профессиональной подготовки кадров. Речь идет как о нехватке рабочей силы в растущих отраслях экономики, так и о несоответствии уровня квалификации рабочих, специалистов среднего звена современному уровню технической и технологической оснащенности предприятий. Существующая система подготовки кадров негибка, инерционна, готовит рабочих только массовых профессий и не ориентирована на предоставление непрерывного индивидуализированного образования. Действующая в данный момент ведомственная целевая программа "Развитие системы начального и среднего профессионального образования на 2010-2012 годы" создает основу для решения задач, направленных на усиление роли профессионального образования в инновационном социально ориентированном развитии Калужской области.
Анализ соответствия содержания и структуры профессионального образования потребностям рынка труда Калужской области показывает, что, к примеру, из 7550 дипломированных специалистов с уровнем начального и среднего профессионального образования в 2009 году для предприятий промышленного сектора, строительства и транспортной отрасли экономики подготовлено лишь 3438 человек массовых профессий при потребности 5920 специалистов (58 процентов от потребности). Такой показатель характерен для выпускников 2010 года и 2011 года.
Имеет место существенный разрыв между потребностью предприятий и организаций Калужской области в рабочих и специалистах среднего звена и объемами и структурой их подготовки по технологическому, индустриально-техническому, транспортному, строительному направлениям и направлению автоматизации.
Фактическая наполняемость учреждений начального и среднего профессионального образования учащимися составляет около 60 процентов от плановой.
В настоящее время складывается ситуация, когда по важным для экономики и социальной сферы востребованным работодателями профессиям образовательные учреждения не выполняют государственные задания по приему. Во многом это связано с тем, что при сокращении числа выпускников школ сформировался сильный перекос в сторону высшего образования. Учебу в вузе выбирают более 60 процентов школьников Калужской области. Как сами дети, так и родители считают рабочие профессии непрестижными. Кроме того, новые правила приема в вузы, когда выпускники могут подавать заявления на 15 специальностей, значительно повышают их шансы на поступление в высшие учебные заведения.
В связи с этим необходимо улучшать профориентационную работу с учениками, родителями, школами. Выбор будущих профессий должен быть ориентирован в первую очередь на профессии и специальности, которые приоритетны для социально-экономического развития Калужской области и востребованы предприятиями и организациями, а профессиональное образование должно стать непрерывным.
Развитие экономики Калужской области, появление инновационных предприятий, техническое переоснащение производства, выпуск новых видов продукции делают актуальным вопрос организации на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования опережающего обучения, краткосрочного обучения персонала предприятий вторым профессиям, повышения квалификации, переобучения кадров.
Наиболее оптимальным и перспективным направлением может быть создание ресурсных центров по наиболее значимым для области направлениям подготовки кадров (с возможностью проживания и краткосрочной стажировки групп из разных учреждений профессионального образования), а также организация "точечной" подготовки специалиста, обладающего необходимыми общепрофессиональными знаниями и умениями работать на конкретном узкопрофильном оборудовании, предоставляемом для этих целей работодателями в рамках развития частно-государственного партнерства. Ресурсные центры могут быть созданы либо при уже существующих образовательных учреждениях, как например, "Центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности" при ГОУ СПО "Калужский колледж информационных технологий и управления", либо будут автономными учреждениями, такими как создаваемое государственное автономное учреждение "Центр подготовки кадров для фармацевтической промышленности".
Анализ учебно-материальной базы учреждений профессионального образования показал высокий процент изношенности техники и оборудования, практически полное отсутствие современных средств обучения для формирования необходимых на современном этапе профессиональных компетенций, особенно при получении рабочей профессии.
Современные требования к условиям предоставления профессионального образования предусматривают оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием. Сегодня в училищах, лицеях, техникумах и колледжах достаточно широко используются интерактивные доски, персональные компьютеры. Учреждения начального и среднего профессионального образования располагают широким спектром электронных учебников, обучающих программ, но востребованным профессионалом выпускник может стать лишь при условии отработки навыков не только на компьютере или тренажере, но и на современном технологичном оборудовании, которым учреждения в настоящее время не обладают (учебные заведения оснащены оборудованием 70-80-х годов прошлого века). При этом необходимо отметить, что в соответствии с образовательными стандартами от 40 до 50 процентов учебного времени отводится на отработку практических навыков, осуществляемую в образовательном учреждении, и на производственную практику. Проведение лабораторно-практических работ на устаревшем и некомплектном оборудовании в подавляющем большинстве учреждений не способствует высокопродуктивной работе инженерно-педагогических коллективов и созданию положительного имиджа учреждений.
Одной из важных задач, стоящих перед профессиональным образованием, является качественное улучшение и омоложение кадрового состава преподавателей и мастеров производственного обучения, закрепление педагогических работников в образовательных учреждениях Калужской области. По состоянию на 1 января 2010 года только 6 процентов из 2304 педагогов молоды и имеют стаж педагогической работы до 5 лет. Стимулированию педагогического труда способствуют конкурсы профессионального мастерства на присуждение премий Правительства Калужской области среди преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений, реализующих программы начального профессионального образования, и среди преподавателей средних специальных учебных заведений, которые проводятся в Калужской области с 2005 года. Премиями к настоящему времени награждены уже 109 человек, но только один этот фактор не может сделать более привлекательной деятельность педагога в учреждении профессионального образования.
С 2011/12 учебного года в учреждениях профессионального образования начнется внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Стандартами предыдущего поколения подразумевалось формирование у учащихся знаний, умений и навыков. В настоящее время речь идет о формировании компетентности, что подразумевает способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, обладать навыками коммуникабельности, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста и многое другое.
В настоящее время в системе начального и среднего профессионального образования не созданы условия для перехода на новые стандарты: необходимо создать предпосылки для социализации обучающихся, сформировать основные образовательные программы с учетом требований работодателей, определить требования к содержанию и процедурам оценки качества образования, реализовать механизмы общественного участия в деятельности образовательных учреждений, определить модель и методическое обеспечение системы переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения.
Для решения проблем подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов необходимо применение программно-целевого подхода как в части развития материальной базы учреждений, изменения структуры и уровня подготовки кадров, повышения квалификации педагогов и выработки новых мотиваторов деятельности учреждений, так и в части создания новых приоритетов в сознании промышленников и предпринимателей, выпускников школ и их родителей.
Все вышеизложенное определило выбор направлений реализации Программы и перечень программных мероприятий.