В основу проводимой в Калужской области демографической политики положены принципы комплексности решения демографических задач по всем направлениям демографического развития Калужской области, концентрации на приоритетах с выбором наиболее проблемных вопросов на каждом этапе и применения эффективных механизмов их решения, своевременного реагирования на изменение ситуации, взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с институтами гражданского общества.
В результате реализации мер государственной поддержки как на федеральном, так и на территориальном уровне в Калужской области наблюдается некоторое улучшение демографических показателей.
С 2008 года отмечалось стойкое снижение показателя младенческой смертности (в 2008 г. - 7,4). Однако с 2012 года предполагается объективный рост показателя младенческой смертности в связи с переходом Калужской области, как и Российской Федерации в целом, на критерии рождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела существует потребность в создании регионального перинатального центра. Организация такого центра позволит решать проблемы рождения и выхаживания детей, имеющих неудовлетворительный прогноз здоровья, сохранения жизни и здоровья беременных женщин групп высокого риска, стабилизировать показатели младенческой и материнской смертности.
(абзац в редакции Постановления Правительства Калужской области от 5 октября 2012 года N 505)
Наметившийся рост числа родившихся еще не означает коренного перелома сложившихся тенденций, так как суммарный коэффициент рождаемости в области заметно ниже черты простого воспроизводства населения и свидетельствует об ориентации большинства женщин на рождение только одного ребенка. Для равного численного замещения поколений родителей их детьми необходимо, чтобы показатель суммарной рождаемости (число рожденных детей на одну женщину за репродуктивный период) составлял не менее 2,14-2,15. По области этот показатель не превышает 1,34, т.е. почти вдвое ниже необходимого уровня.
Абсолютный показатель смертности в 2009 году составил 16775 человек, что на 599 человек меньше, чем в 2008 году. Впервые с 1991 года показатель смертности менее чем в два раза превышает показатель рождаемости.
На динамику изменения численности населения кроме рождаемости и смертности оказывают влияние миграционные процессы. В 2009 году объем миграционного прироста составил 2,7 тыс. человек. Миграционный прирост населения в 2009 году наблюдался в 11 из 24 муниципальных районов, а также в городских округах «Город Калуга» и «Город Обнинск». В Барятинском, Износковском, Куйбышевском, Мосальском, Перемышльском, Спас-Деменском, Ульяновском, Хвастовичском и Юхновском муниципальных районах на протяжении последних 5 лет число выбывших превышало число прибывших. Следует также отметить, что в городских округах, городских и сельских поселениях области миграционный прирост обеспечивался как за счет внешних потоков (в основном за счет прибывших из государств-участников Содружества Независимых Государств и Балтии), так и за счет внутриобластной миграции населения, т.е. за счет переехавших из сельской местности в города. В результате во всех городских округах, городских и сельских поселениях области, за исключением поселка Думиничи, а также в городах Козельск, Сосенский, Мосальск и Юхнов, в 2009 году наблюдался миграционный прирост населения, тогда как в сельской местности миграционный прирост был зарегистрирован лишь в девяти муниципальных районах (Бабынинском, Боровском, Думиничском, Жуковском, Людиновском, Медынском, Мещовском, Тарусском и Ферзиковском).
Проведение демографической политики неразрывно связано с экономическими преобразованиями, происходящими в Калужской области. Это в первую очередь эффективная инвестиционная политика. Крупные инвестиционные потоки концентрируются прежде всего в создаваемых в регионе технологических и индустриальных парках, оборудованных необходимой инженерной инфраструктурой. Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать последующий рост инвестиций в основной капитал.
Создание новых рабочих мест на строящихся и вновь вводимых организациях требует увеличения численности работающих. Ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников.
С 1990 года в области наблюдается естественная убыль населения из-за превышения смертности над уровнем рождаемости. Положительный миграционный прирост может явиться сдерживающим фактором сокращения численности, но в настоящее время не компенсирует естественную убыль.
Население Калужской области характеризуется процессом демографического старения. Доля детей и подростков в 2009 году сократилась до 14,2 процентов против 14,7 процентов в 2006 году, лиц старше трудоспособного возраста увеличилась до 24,2 процентов (2006 год - 23,5 процента). Доля трудоспособного населения на протяжении 5 лет составляет около 62,0 процентов.
Определенное влияние на рождаемость оказывает состояние брачных отношений. Общий коэффициент брачности в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 3,4 процента и составил 8,6 промилле на 1000 населения, а коэффициент разводимости повысился на 1,9 процента и составил 5,4 промилле. На каждые два брака приходится примерно один развод.
Репродуктивные планы семей в настоящее время ориентированы на рождение одного, реже двух детей. Данные тенденции обусловливают необходимость реализации мер, предусмотренных программой, направленных на развитие системы работы социозащитных учреждений с супружескими парами, находящимися на стадии развода, когда еще можно сохранить семью.
Сокращение численности населения приводит к деформации возрастной структуры населения, сокращению численности экономически активного населения, увеличению демографической нагрузки лиц, занятых трудовой деятельностью.
Неблагоприятная динамика демографического развития Калужской области отражает нарушение воспроизводственного потенциала и формирования производительных сил региона, которое невозможно преодолеть, не реализуя последовательную и единую демографическую политику на основе программно-целевого метода.
По прогнозным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области население Калужской области сократится и составит к 2011 году 999,7 тыс. человек, к 2015 году - 996,9 тыс. человек, а к 2025 году - 992,6 тыс. человек. Показатели естественного прироста могут снизиться до минус 7,2 человек на 1000 человек населения (в 2009 году данный показатель составил минус 6,2). Численность женщин репродуктивного возраста уменьшится более чем на 16 процентов, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится до 30 процентов. В то же время предполагается увеличение миграционного прироста до 5726 человек в год к 2025 году.
Развитие ситуации по данному сценарию неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития области и прежде всего на обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Демографические проблемы относятся к ключевым системным проблемам социально-экономического развития области, затрагивают все сферы жизнедеятельности и все слои населения, требуют скоординированных действий всех органов власти.
Реальные результаты мероприятий, принятых в целях демографического роста могут быть достигнуты, как минимум, в горизонте одного поколения.
Программа является продолжением формирования системного подхода к решению задач по улучшению демографической ситуации в Калужской области, проведению скоординированных действий всех органов власти области и ориентации на долгосрочный период и представляет собой второй этап реализации Концепции демографической политики Калужской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 27.02.2008 № 69, в соответствии с которой будут продолжены мероприятия по стабилизации демографической ситуации, а также является одним из механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.