Калужская область в числе 9 регионов Российской Федерации отобрана для участия в пилотном проекте по формированию в регионе Федеральной контрактной системы.
Мероприятия данного направления направлены на решение задачи 3 «Создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных преобразований».
Первоочередной задачей Федеральной контрактной системы является обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса государственных (муниципальных) закупок, а именно планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
Это будет достигнуто путем последовательной системной модернизации сферы обеспечения нужд как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элементов технологического цикла обеспечения государственных нужд Калужской области.
Для разработки и апробации технологий формирования Федеральной контрактной системы (далее - ФКС) в регионе будет создана региональная модель контрактной системы, разработаны и приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие их внедрение, работоспособность и эффективность, а также будут внедрены необходимые технологические автоматизированные информационные системы (далее - АИС) ФКС.
В целом это позволит создать в субъекте единый технологический цикл закупок для государственных нужд, включающий прогнозирование поставок товаров, работ, услуг, формирование государственными заказчиками планов обеспечения государственных нужд, бюджетирование и размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг, исполнение, мониторинг государственных контрактов и оценку результатов обеспечения государственных нужд в интересах планирования будущих периодов.
Внедрение пилотного проекта ФКС в регионе будет проводиться в течение 2010-2011 годов.
В процессе участия в данном проекте будут определены структура информационных ресурсов и необходимые функциональные требования к действующей АИС «Госзакупки». При внедрении ФКС в регионе будет максимально использована информационная база данных действующей электронной торговой площадки АИС «Госзакупки».
В результате формирования комплексной ФКС будут созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и т.п.), автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов, позволяющие заказчикам более эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач.
Будет внедрен модуль интеграции информации с официального сайта Российской Федерации в сети Интернет, который обеспечит возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации.
В целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок для государственных нужд предлагается установить порядок:
- определения объема и структуры государственных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг и выполнения функций;
- установления по наиболее крупным объектам государственных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения государственных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
- определения начальных цен продукции для разных ее типов;
- проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании государственных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения государственного заказа, должны содержать положения о:
- необходимости утверждения плана-графика закупок;
- порядке составления требований к предмету закупки;
- требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства;
- порядке определения начальной цены государственного контракта;
- необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным государственным контрактам.
Изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения государственных контрактов необходимо направить на:
- регламентацию организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издание рекомендаций по приемке продукции в ходе исполнения государственного контракта;
- установление требований о предоставлении открытой информации об исполнении государственных контрактов и плана-графика государственных закупок;
- установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
- регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.
Следует рассмотреть возможность создания в бюджетном процессе Калужской области гибких инструментов, направленных на исполнение государственных контрактов с возможностью: