Калужская область является одним из динамично развивающихся регионов Центрального федерального округа. Исходя из перспектив социально-экономического развития Калужской области и с учетом стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, для Калужской области предложена следующая система стратегических приоритетов:
пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов»;
создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития Калужской области;
поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-экономического и культурного развития Калужской области.
Одним из необходимых условий для достижения поставленных стратегических целей является обеспечение стабильности и устойчивого развития финансово-бюджетной сферы Калужской области.
С начала 2000-х годов в Калужской области идет планомерный процесс реформирования региональных и муниципальных финансов, направленный на повышение эффективности и качества управления региональными финансами. Реформирование финансово-бюджетной сферы в Калужской области осуществляется в соответствии с целями и задачами управления региональными финансами, определяемыми на федеральном уровне.
В 2002 году область приняла участие в конкурсе, проводимом Министерством финансов Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития, и стала одним из субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из Фонда реформирования региональных финансов в 2003-2004 годах.
В ходе реформ в Калужской области была внедрена казначейская система исполнения бюджетов, упорядочена система межбюджетных отношений, утверждены Концепция развития налоговой базы Калужской области и концепция управления государственным имуществом Калужской области, проведен финансовый анализ эффективности работы государственных унитарных предприятий, сформирован механизм доступа негосударственных поставщиков на рынок государственных услуг. Последовательная реализация преобразований в этот период позволила заложить в Калужской области основы современной конкурентоспособной системы управления финансами; была проведена значительная работа по модернизации системы управления бюджетной сферы, повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию межбюджетных отношений и долговой политики.
Важные преобразования в финансовой сфере Калужской области продолжились в 2005-2007 годах. В этот период были реализованы существенные меры, направленные на создание новой организации бюджетного процесса и внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Серьезные успехи достигнуты на пути создания системы планирования результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области и всего бюджетного сектора.
В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной политики в Калужской области важнейшим достижением стал переход на среднесрочное бюджетное планирование. В 2007 году впервые был принят бюджет на очередной финансовый год и на плановый период.
Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса, способствующая повышению точности бюджетной отчетности и эффективности среднесрочного и долгосрочного планирования.
Реформа региональных финансов в Калужской области осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций органов государственной власти Калужской области, сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, ведется работа по их стандартизации и регламентации, сформирована система по оптимизации расходования бюджетных средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений.
Разработан механизм формирования и реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, определены критерии оценки их эффективности.
Несмотря на достигнутые результаты, эффективное и ответственное управление региональными финансами требует постоянной модернизации, внедрения новых принципов и методов, соответствующих проводимым преобразованиям в финансовой сфере на федеральном уровне.
Кроме того, на современном этапе в Калужской области существует ряд проблем, требующих решений, связанных с необходимостью создания системы учета потребности и повышения качества предоставляемых государственных услуг; организации мониторинга деятельности учреждений и реформирования неэффективного государственного сектора; создания стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, а также создания эффективной организации финансового управления (менеджмента).
Необходимость реформирования также обусловлена вступлением в силу федеральных новаций в сфере налогово-бюджетного законодательства. Необходимость их учета предполагает существенную модернизацию системы управления финансами, внедрение нового качества финансового менеджмента.
Основной задачей преобразований в финансово-бюджетной сфере является создание эффективной системы государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных государственных услуг населению путем внедрения передовых методов управления, современных технологий контроля, оценки и мониторинга, а также повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики.
Решение этой задачи планируется осуществить в рамках данной Программы, которая представляет собой комплексный организационно-методологический и практический план действий всех органов государственной власти Калужской области по повышению эффективности бюджетных расходов и созданию стимулов для повышения качества управления финансами.
Система программных мероприятий позволит повысить финансовую устойчивость Калужской области, что в условиях обострившейся ситуации в стране на фоне мирового кризиса финансово-экономической системы становится наиболее актуальным направлением стратегического развития территории.