Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Калужской области ... (утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 15 декабря 2014 года N 746)


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Социально-экономическое развитие Калужской области зависит от многих факторов, в том числе и от уровня достижения прогнозируемых показателей областных целевых программ, таких как «Доступное жилье в Калужской области на 2006-2010 годы», «Развитие строительного комплекса в Калужской области на 2008-2012 годы», «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)», по своей сути, направленных на решение задач приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Задачи этих программ невозможно решить без подготовленной для освоения минерально-сырьевой базы, представленной строительными материалами.

Достижение целей, обозначенных программой развития строительного комплекса, обуславливает необходимость корректировки подхода и стратегии развития минерально-сырьевых ресурсов Калужской области, основа которых должна быть ориентирована на резкое наращивание объемов производства строительных материалов, в первую очередь нерудных, востребованных в Калужской области в наибольших объемах. Основными видами минерального строительного сырья в Калужской области являются строительные пески, ПГС и строительные известняки, объем добычи которых в 2009 году составил 6,5 млн. м, что к уровню 2003 года составляет 154 %. Анализ деятельности горнодобывающих предприятий, осуществляющих разработку месторождений строительных материалов, свидетельствует о том, что такая динамика в ближайшей перспективе будет сохраняться. Об этом свидетельствуют инвестиции в горнодобывающее и перерабатывающее производство, которые за 2006-2008 гг. составили - 2,2 млрд. рублей, то есть 705,0 млн. рублей в год. В 2009 году инвестиции составили более 500 млн. рублей.

Анализ реализации подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 гг.)» свидетельствует о том, что подпрограмма выполнялась с определенными отставаниями, связанными исключительно с объемами финансирования.

За период с 2003 по 2009 год включительно финансирование составило 267,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 130,3 млн. рублей, из областного - 71,5 млн. рублей, внебюджетных источников (средств недропользователей) - 66,1 млн. рублей.

За 7 лет реализации программных мероприятий переоценены и выявлены новые месторождения и перспективные участки с оцененными запасами и прогнозными ресурсами строительных материалов в объеме 405,6 млн. м, а также ряд нетрадиционных для Калужской области месторождений, в том числе:

- 17 месторождений торфа и сапропеля, перспективных в качестве лечебных грязей, с оцененными прогнозными ресурсами - 18,2 млн. м;

- 11 месторождений облицовочного камня с ресурсами 148,0 млн. т;

- вивианитового и известкового торфа - 1 млн. т;

- стекольных песков в Думиничском (138,0 млн. т) и Хвастовичском (45,0 млн. т) районах Калужской области;

- фосфоритов в Хвастовичском и Жиздринском районах Калужской области -57,0 млн. т;

- тугоплавких глин в Думиничском, Сухиничском и Ульяновском районах Калужской области - 185,9 млн. т;

- цементного сырья в Сухиничском и Ферзиковском районах Калужской области - 128,4 млн.т.

Валовая стоимость оцененных твердых полезных ископаемых за этот период составила более 5,6 млрд. рублей, стоимостная отдача - около 90 рублей на 1 рубль произведенных затрат, что в 4 раза превысило аналогичный показатель по ЦФО (20,8 рублей).

Кроме того, получен прирост эксплуатационных запасов пресных подземных вод в количестве 153,6 тыс. м/сут., в том числе предварительно оцененных экологически чистых питьевых для промышленного розлива, сосредоточенных в 7 районах области, -10,2 тыс. м/сут.

Эффективность проведенных геологоразведочных работ дополнили налоги и платежи за пользование недрами: за 7 лет они составили более 1,0 млрд. рублей или 279 % от прогнозируемых, в областной бюджет поступило 334,3 млн. рублей.

На 1 января 2010 года по результатам геологоразведочных работ на территории области выявлено, разведано и подготовлено для промышленного освоения более 550 месторождений твердых полезных ископаемых по 19 видам минерального сырья, 130 месторождений пресных подземных вод и 13 месторождений минеральных подземных вод.

По направлениям использования минерально-сырьевая база области подразделяется на топливно-энергетические ресурсы, строительные материалы, горнотехническое и агрохимическое сырье, хозпитьевые и лечебные подземные воды (приложение № 1).

Порайонное состояние разведанных и находящихся в распределенном фонде месторождений полезных ископаемых, а также участков, перспективных для лицензирования, приведены в приложениях № 2 - 5.

По степени освоения разведанные месторождения условно можно разделить на 3 группы.

К первой группе относятся месторождения общераспространенных полезных ископаемых по 8 видам строительного минерального сырья (356 месторождений), интенсивно разрабатываемые в настоящее время (93 месторождения или 26,2 % от их общего количества). Разрабатываются в основном месторождения строительных песков, ПГС кирпичных суглинков и известняков (87 месторождений).

Вторая группа месторождений представлена необщераспространенными полезными ископаемыми (196 месторождений), включающими топливно-энергетические ресурсы (150 месторождений), горно-техническое (42 месторождения) и агрохимическое сырье (4 месторождения). Месторождения этой группы при распределенном фонде 8 месторождений (4,1%) практически не разрабатываются. Годовой объем добычи полезных ископаемых по 2 месторождениям этой группы не превышает первую сотню тыс. т (огнеупорные глины - 0,11 млн. т, стекольные пески - 0,02 млн. т).

Особое положение из разведанных месторождений занимает 3-я группа, представленная 143 месторождениями подземных вод, в том числе пресными - 130 и минеральными водами - 13.

Анализ реального состояния и использования минерально-сырьевой базы строительных материалов свидетельствует о том, что разведанные месторождения и сосредоточенные в них запасы в пространственном отношении на территории области распределены весьма неравномерно. Так, в связи с незначительными разведанными запасами или полным их отсутствием дефицит в строительных песках и ПГС испытывают Бабынинский, Барятинский, Жиздринский, Куйбышевский, Мещовский, Мосальский, Людиновский, Перемышльский, Сухиничский, Ульяновский, Ферзиковский, Юхновский районы, а в строительных известняках - Барятинский, Боровский, Жиздринский, Износковский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мосальский, Спас-Деменский, Хвастовичский, Юхновский и Кировский районы.

Кроме того, угроза стабильности минерально-сырьевого обеспечения определена близостью сроков исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов месторождений, на базе которых уже создана добычная инфраструктура. Уровень угроз может быть снижен при освоении рентабельных, но не эксплуатируемых запасов путем вовлечения в эксплуатацию наиболее ликвидной части нераспределенного фонда. Однако фонд таких резервных месторождений, с реальными для отработки запасами более 2,5 млн. м, весьма ограничен и представлен 25 месторождениями, в том числе 8 месторождениями строительных песков, расположенными в 4 районах, 3 месторождениями ПГС в 3 районах, 13 месторождениями строительных известняков - в 7 районах (приложение № 6).

Остальные, не разрабатываемые (резервные), месторождения, в том числе и с запасами менее 2,5 млн. м, застроены или расположены на значительном расстоянии от существующих инфраструктур, что влечет за собой, в связи с увеличением транспортных расходов, высокую себестоимость добычи и низкую конкурентоспособность сырья в условиях рыночной экономики, исключающих их рентабельную разработку. Эта проблема «замороженных» месторождений характерна как для Калужской области, так и для остальных регионов Российской Федерации.

Другим весьма важным фактором, не позволяющим вовлекать в разработку перспективные месторождения, находящиеся в резерве, и эффективно использовать запасы распределенного фонда, является практически нерешаемый земельный вопрос, когда подготовленные для промышленного освоения месторождения расположены в границах земель, находящихся в частной собственности, и их собственник не заинтересован в их освоении. Так, одно из самых крупных в области, разрабатываемое Мостовское месторождение строительных песков в г. Калуге (остаток запасов около 40,0 млн. м), в ближайшие 2-3 года по этой причине будет законсервировано, или Которьское месторождение строительных известняков в Думиничском районе (запасы более 60,0 млн. м), на базе которого планировалась организация цементного производства, до настоящего времени не может быть вовлечено в разработку.

Состояние резервных месторождений строительных материалов свидетельствует о том, что их количество и объем запасов недостаточны для перспективного развития строительной индустрии. При устойчивых объемах добычи минерального сырья (в среднем по месторождению 300-500 тыс. м в год) наиболее привлекательные из них будут полностью освоены в ближайшие 5-10 лет, а отсутствие таковых может явиться ограничением развития как строительной индустрии, так и социально-экономического развития области в целом.

Во избежание развития подобного сценария, недопущения деградации минерально-сырьевой базы, особенно в части строительных материалов, играющих главенствующую роль в масштабах Калужской области, государственная политика в сфере недропользования должна быть ориентирована на соблюдение баланса пространственной локализации ресурсов, на прирост запасов полезных ископаемых и их добычи, на формирование фонда резервных месторождений (фонд минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений).