Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование... (с изменениями на 19 июня 2013 года) (утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 19 декабря 2013 года N 706)



1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Калужская область, располагаясь в центре пересечения основных европейских и евроазиатских коммуникационных систем (панъевропейских и евроазиатских международных транспортных коридоров), включена в межрегиональную транспортную сеть европейской части Российской Федерации. По территории области проходят важнейшие автомобильные магистрали, по которым осуществляются транзитные связи не только с соседними регионами России - Брянской, Московской, Орловской Смоленской и Тульской областями, но и со странами ближнего зарубежья - Республикой Украиной и Республикой Беларусь. Автомобильные дороги являются основой транспортной сети Калужской области.

По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в первую пятерку областей Центральной России. Плотность автодорог общего пользования в целом по Калужской области составляет 179 км на 1,0 тыс. км (в том числе: федеральной сети - 27 км на 1,0 тыс. км, региональной - 152 км на 1,0 тыс. км), тогда как аналогичные показатели в целом по Центральному федеральному округу следующие: 169 км на 1,0 тыс. км (в том числе: федеральной сети - 16 км на 1,0 тыс. км, региональной - 153 км на 1,0 тыс. км). На 1,0 тыс. жителей в среднем по области приходится 5,3 км автомобильных дорог общего пользования, тогда как в целом по Центральному федеральному округу аналогичный показатель составляет 2,9 км/ 1,0 тыс. жителей.

По состоянию на 01.01.2009 общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Калужской области составила 15 106 км (из них: 807 км или 5,3 % общей протяженности - автомобильные дороги федерального значения, 4 515 км или 29,9 % - регионального и межмуниципального значения, 9 784 км или 64,8 % - местного значения).

Доля автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия составляет 70,6 % общей протяженности региональной сети, из которых 62,1 % имеют асфальтобетонное покрытие, а 8,5 % - цементобетонное. Дороги с переходным (щебеночным, гравийным, мостовым) и низшим (грунтовым) типом покрытия составляют соответственно 29,3 % и 0,2 % протяженности региональной сети.

Основной проблемой дорожного хозяйства Калужской области является высокая доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, что подтверждают результаты проведенной диагностики:

Доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, в 2009 году составила 62,0 % общей протяженности (2005 г. - 56,0 %, 2006 г. - 54,0 %, 2007 г. - 51,0 %). Аналогичный показатель в среднем по России на 01.01.2009 составил 59,5 %.

Свыше 1,6 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения или 37,0 % автодорог имеют неудовлетворительные показатели по прочности, а свыше 2,0 тыс. км или 45,0 % - по ровности; неудовлетворительный коэффициент сцепления имеют свыше 1,0 тыс. км или 23,0 % дорог. Аналогичные показатели за период 2005-2007 гг. представлены в таблице:

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Доля автомобильных дорог регионального значения, имеющих неудовлетворительные показатели по прочности

%

41,8

41,0

39,0

Доля автомобильных дорог регионального значения, имеющих неудовлетворительные показатели по ровности

52,0

50,5

47,0

Доля автомобильных дорог регионального значения, имеющих неудовлетворительный коэффициент сцепления

24,0

23,0  

21,0



Требуют реконструкции с целью изменения их параметров для повышения пропускной способности 524 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В настоящее время около 1,5 тыс. сельских населенных пунктов Калужской области, в которых проживают свыше 12,0 тыс. человек, не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования. По причине отсутствия подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам в последние годы наблюдается тенденция к сокращению числа населенных пунктов. Имеющиеся сельские автомобильные дороги в своем большинстве не отвечают нормативным требованиям как в части технических параметров, так и в части обеспечения безопасности движения, в том числе на маршрутах движения рейсовых и школьных автобусов.

Неудовлетворительное состояние сельских дорог приводит к существенным экономическим потерям региональных сельхозпроизводителей по причине увеличения в 3-4 раза затрат на вывоз сельскохозяйственной продукции, несвоевременному выполнению посевных и уборочных работ, сокращению площадей обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, снижению объемов сельскохозяйственного производства и сокращению количества рабочих мест в сельской местности.

Отдельной проблемой региональных автомобильных дорог является рост объемов грузовых перевозок, а также рост доли большегрузных автомобилей в общей структуре перевозчиков. На автомобильных дорогах, обслуживающих межрегиональные транспортные связи, в составе грузового потока доля тяжелых и сверхтяжелых машин, в том числе автопоездов, составляет около 60,0 %. В экономике Калужского региона на автомобильный транспорт приходится 44,0 % объема грузовых перевозок и 87,0 % объема пассажирских перевозок, что сравнимо со средними показателями других регионов Центрального федерального округа.

По данным органов государственной статистики по Калужской области, в 2008 году автомобильным транспортом на коммерческой основе организациями всех видов экономической деятельности перевезено 497,6 тыс. тонн грузов, что на 7,6 % больше аналогичного показателя 2007 года. По прогнозным данным, объемы транспортных потоков в ближайшие годы увеличатся в 1,4-1,6 раза по сравнению с аналогичным показателем 2007 года.

К обострению всего комплекса транспортных проблем неизбежно ведет рост автомобилизации, наблюдающийся в последнее десятилетие во всех регионах России, и в частности в Калужской области. На федеральных автомобильных дорогах области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), чему в значительной степени способствуют перегруженность и техническое состояние автодорог. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования за период 2001-2008 гг. составил около 7,0 %, тогда как значение показателя увеличения парка автомобильных средств только за последние три года сохраняется на уровне 25,0-35,0 % в год. В ближайшие пять-семь лет уровень автомобилизации региона возрастет еще в 1,6 раза.

Активная автомобилизация требует прежде всего пересмотра стратегии развития автодорожной сети региона. При этом замена «дорожной одежды» не решит проблему, т. к. большинство автодорог региона было спроектировано под расчетную осевую нагрузку 6-10 тонн и существующая тенденция увеличения осевой нагрузки до 10-20 тонн на ось ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий.

Одной из основных причин несоответствия технического состояния автомобильных дорог современным условиям является ежегодно накапливающийся «недоремонт» существующей сети региональных дорог, а также недостаточная степень ее развития. В сложившихся условиях проезд на автодорогах области поддерживается только благодаря мерам по их содержанию.

Возникновению и усугублению указанных проблем способствовало недостаточное финансовое обеспечение дорожной отрасли региона на протяжении ряда лет, а также отсутствие единой согласованной региональной политики развития дорожного хозяйства.

Финансирование программы дорожных работ за счет средств областного и федерального бюджетов в 2005-2008 гг. и объемы выполненных работ представлены в таблице.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

Всего, млн. руб.

1083,2

1361,9

3023,0

3387,4

в т.ч. за счет субсидий из федерального бюджета, млн. руб.

533,6

650,0

1484,6

1765,9

Ремонт автомобильных дорог, км

23,6

110,3

235,3

149,6

Ремонт искусственных сооружений, пог. м

73,3

146,6

199,3

257,2

Строительство и реконструкция автомобильных дорог, км

17,8

12,9

4,33

15,9

Строительство и реконструкция искусственных сооружений, пог. м

161,6

343,6

106,6

715,2



В представленной таблице видно, что указанные расходы в 2008 году больше аналогичных показателей: 2007 года - на 12,0 %, 2006 года - в 2,49 раза, 2005 года - в 3,13 раза.

Однако для кардинального изменения ситуации выделяемых средств недостаточно. Текущее состояние дорожной сети не соответствует растущим потребностям региона, а недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры области сдерживают реализацию его промышленного, ресурсного и транзитного потенциала.

Анализ технического состояния сети региональных автомобильных дорог и их загрузки свидетельствует о том, что в настоящее время часть протяженности дорог имеет параметры, не соответствующие существующим размерам интенсивности движения. Существующие размеры транспортных потоков на региональной сети автодорог установлены на основании данных учета интенсивности движения, проведенного в 2007 году сотрудниками Омского научно-исследовательского института СоюздорНИИ и Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ). Наиболее высокие значения интенсивности наблюдаются в пригороде г. Калуги, а также в Боровском, Тарусском, Малоярославецком, Дзержинском, Козельском, Думиничском, Людиновском и Кировском районах области.

Результаты прогноза, сделанные в соответствии с Руководством по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах, введенным в действие распоряжением Минтранса России от 19.06.2003 № ОС-555-р, показывают, что к 2015 году интенсивность движения на 25,0 % протяженности региональной сети автодорог превысит расчетные значения существующих показателей интенсивности движения. Это обстоятельство приведет к повышенному износу дорожного покрытия.

В случае отсутствия программного метода решения существующих проблем доля автомобильных дорог регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, будет увеличиваться на 10-15 % в год.