Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьезное расширение спектра задач, которые необходимо решать областному уровню власти. В стратегической перспективе пространственное развитие должно вести к росту качества человеческого капитала, созданию качественной среды проживания и деятельности.
Калужская область имеет неплохие стартовые возможности для реализации задач пространственного развития. Прежде всего это связано с перспективами расселения московской агломерации, что предоставляет возможность вовлечения в активную деятельность тех территорий, которые не значились в числе экономических лидеров на фазе индустриально-промышленного роста.
Вместе с тем задачи пространственного развития лежат преимущественно в контексте усилий по созданию "новой экономики" Калужской области - направленной на системный девелопмент земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса.
Стратегический расчет на "новое расселение" означает реальную конкурентную борьбу за новое население, которое в силу своих компетенций и требований к качеству жизни способно существенно повысить конкурентоспособность региона в целом. Успешность привлечения на территорию Калужской области новых жителей также будет зависеть от присутствия на этой территории "московских переселенцев" - сначала в качестве владельцев "вторых домов проживания", а в более долгосрочной перспективе - постоянных жителей региона.
Приоритетными в этой связи территориями являются на первом этапе северо-восточные и центральные районы Калужской области (Боровский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Дзержинский, Тарусский, Юхновский).
Порядок работы с пространственными и земельными ресурсами должен включать несколько последовательных и взаимообусловленных этапов:
1. Уточнение схем территориального планирования с учетом процессов:
- аутсорсинга и технологической модернизации (на период до 5 - 15 лет);
- расселения московской агломерации (на период до 5 - 25 лет);
- формирования новой схемы туристического освоения территории с участием субъектов - соседей;
- перспектив развития агропромышленного кластера (использование земель сельхозназначения и т.д.).
2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий.
3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства (в низких, средних и высоких ценовых нишах).
4. Государственно-частная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса как для новых районов расселения, так и для "старожильческих" зон с применением эффективных технических решений, которые предлагаются областным инновационным сектором.