Реформирование региональных финансов Калужской области требуется для создания эффективной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти Калужской области. Данная система должна позволить устранить негативные факторы и решить проблемы системы управления региональными финансами, обеспечить необходимую нормативно-правовую и методическую базу для успешной реализации стратегического социально-экономического развития региона.
Таким образом, главной целью реформирования региональных финансов Калужской области является переход от управления затратами к управлению результатами.
Достижение цели связано с реализацией приоритетных направлений реформирования, позволяющих создать благоприятные условия для социально-экономического развития области, осуществить переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат, и существенно повысить эффективность деятельности всех уровней власти Калужской области.
Основными целями реформ являются:
– повышение результативности бюджетных расходов через обеспечение предоставления доступных и качественных государственных услуг;
– создание государственного сектора экономики, основанного на современных методах управления по результатам;
– повышение финансовой устойчивости Калужской области.
Реформирование бюджетной сферы и бюджетного процесса Калужской области базируется, в первую очередь, на переходе к бюджетированию, ориентированному на результат, совершенствовании среднесрочного финансового планирования, повышении прозрачности и качества планирования, повышении результативности государственных расходов, обеспечении обоснованного и рационального распределения финансовых ресурсов региона по его территории.
Однако реформа финансово-бюджетной сферы не ограничивается только решением вопросов повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств и ресурсов. Она создает базовые условия для сбалансированного устойчивого развития Калужской области.
Таким образом, достижение поставленных целей предполагает комплексное решение следующих задач:
– реализация мер по повышению качества государственных услуг;
– внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат;
– совершенствование межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами;
– повышение качества финансового менеджмента в сфере управления региональными финансами.
В рамках реализации мер по повышению качества государственных услуг планируется:
1. Создать систему учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг.
Планируется провести инвентаризацию потребности в государственных услугах и оценить востребованность государственных услуг, сформировать реестр государственных услуг и провести мониторинг потребности в государственных услугах, а также утвердить порядок осуществления стоимостной оценки данной потребности, утвердить порядок учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета.
Разработка системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг позволит:
– повысить информированность потребителей государственных услуг;
– повысить ответственность органов исполнительной власти области и поставщиков государственных услуг;
– создать предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания населения и предоставления государственных услуг на территории области.
2. Провести стандартизацию государственных услуг.
Планируется утвердить требования к качеству предоставления государственных услуг и порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным требованиям. Важным этапом работы будет проведение ежегодной инвентаризации состояния материально-технической базы бюджетных учреждений на соответствие требованиям к качеству предоставления государственных услуг.
Внедрение в практику требований к качеству предоставления государственных услуг позволит повысить эффективность бюджетных расходов. Соблюдение требований к качеству предоставления государственных услуг станет одним из аспектов оценки деятельности бюджетных учреждений и неотъемлемой частью правоотношений, устанавливаемых органами исполнительной власти с внебюджетными поставщиками государственных услуг.
3. Внедрять и развивать новые формы оказания государственных услуг.
В рамках данного мероприятия будет проведена ежегодная оценка возможности изменения организационно-правовой формы бюджетных учреждений (в том числе изменения типа существующих бюджетных учреждений на автономные) и (или) предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам негосударственными организациями (аутсорсинг). Также планируется утвердить порядок изменения организационно-правовой формы бюджетных учреждений и создания новых автономных учреждений.
В этом случае, с одной стороны, появляется возможность гибко реагировать на изменение запросов потребителей услуг и использовать разнообразные формы организации инфраструктуры предоставления услуг, с другой стороны, эффективное управление государственной собственностью будет способствовать оптимизации расходов на содержание бюджетных учреждений.
4. Утвердить порядок формирования государственных заданий на предоставление государственных услуг.
Планируется утвердить порядок формирования главными распорядителями средств государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам, порядок мониторинга и контроля за исполнением государственных заданий.
Реализация данного мероприятия позволит органам государственной власти, бюджетным учреждениям и населению Калужской области более четко понимать цели и задачи, которые должны быть достигнуты при соблюдении ресурсных ограничений, прежде всего, временных и финансовых.
В рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование:
– процедуры формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ;
– среднесрочного финансового планирования;
– формирования порядка планирования бюджетных ассигнований.
Расширение временного горизонта планирования позволит Калужской области ставить и решать более долгосрочные задачи, выходящие за рамки одного финансового года, а также окажет стимулирующее воздействие на субъекты бюджетного процесса, повысит их самостоятельность и ответственность. Для решения этой задачи необходимо усовершенствовать механизм финансового среднесрочного планирования Калужской области, использовать его как полноценный инструмент бюджетного планирования, а также обеспечить его увязку через ведомственные целевые программы и доклады о результатах и основных направлениях деятельности с целями и задачами стратегического развития области.
Необходимость повышения качества управления муниципальными финансами требует осуществления мероприятий в области совершенствования межбюджетных отношений. В связи с этим планируется:
1. Совершенствовать механизмы предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, в том числе утвердить методику распределения субсидий на софинансирование расходов с учетом соблюдения требований к конечным результатам расходования данных средств.
2. Стимулировать реформирование муниципальных финансов путем предоставления субсидий на конкурсной основе органам местного самоуправления в целях реформирования муниципальных финансов. Разработать методические рекомендации и модельные нормативные правовые акты для муниципальных образований, необходимые для реализации программ реформирования.
3. Осуществлять мониторинг качества управления финансами муниципальных образований Калужской области, в том числе планируется утвердить методику балльной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, предполагающую составление ежегодного рейтинга качества финансового менеджмента муниципальных образований.
В рамках направления повышения качества финансового менеджмента планируется провести мероприятия, направленные на формирование нового качества финансового управления (менеджмента) главных распорядителей средств. В том числе планируется утвердить методику оценки качества финансового менеджмента, разработать методические рекомендации в целях повышения качества управления, а также разработать порядок применения результатов мониторинга для стимулирования деятельности главных распорядителей средств.
В целях совершенствования системы финансового менеджмента главных распорядителей средств необходимо провести серьезную работу в сфере разработки нормативной правовой и методической базы, планирования и организации системы внутреннего мониторинга финансового менеджмента, обучения и повышения квалификации работников, модернизации технического и программного оснащения главных распорядителей средств.