В Калужской области первый конкурс среди муниципальных образований на получение субсидий из областного Фонда реформирования муниципальных финансов был проведен в 2003 году. Постановлением Правительства Калужской области был утвержден порядок отбора муниципальных образований для участия в конкурсе, определен порядок расчета и расходования субсидий и состав межведомственной рабочей группы.
Министерством финансов Калужской области были определены основные направления реформирования муниципальных финансов:
- бюджет и бюджетный процесс;
- политика в отношении налоговой базы;
- преобразования в жилищно-коммунальной сфере;
- долговая политика;
- управление муниципальной собственностью;
- управление бюджетными расходами.
Межведомственная рабочая группа разработала и утвердила "Методические рекомендации по составлению программ реформирования муниципальных финансов для получения субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов".
Конкурс проводился в два этапа: I этап - с 1 сентября 2003 г. по 1 сентября 2004 г., II этап - с 1 сентября 2004 г. по 1 сентября 2005 г.
Для получения субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов были отобраны в соответствии с установленной процедурой три муниципальных образования ("Город Малоярославец", "Боровский район", "Жуковский район").
В результате реализации реформ в муниципальных образованиях, являвшихся получателями субсидий из Фонда реформирования, были достигнуты определенные результаты, например, по направлениям:
"бюджет и бюджетный процесс" - была усовершенствована процедура утверждения и исполнения бюджета, повысилось соответствие фактических параметров исполнения бюджета запланированным, на основе среднесрочного плана экономического развития был разработан финансовый план, в местных бюджетах консолидированы доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности;
"политика в отношении налоговой базы" - удалось добиться сокращения текущей недоимки в местные бюджеты, усовершенствована процедура предоставления налоговых льгот;
"преобразования в жилищно-коммунальной сфере" - повысилась финансовая устойчивость жилищно-коммунального хозяйства;
"долговая политика" - повысился уровень учета долговых обязательств муниципальных образований, были утверждены методики принятия решений по привлечению средств на рефинансирование муниципального долга, разработан сценарный прогноз погашения и обслуживания муниципального долга, независимыми экспертами проведена оценка кредитоспособности муниципальных образований;
"управление муниципальной собственностью" - утверждены концепции управления муниципальной собственностью, разработаны системы индикаторов, позволяющих оценить эффективность финансового менеджмента, тарифной политики государственных унитарных предприятий, использования ими муниципального имущества, реализации поставленных целей и задач;
"управление бюджетными расходами" - расширилось использование механизмов муниципального заказа и процедуры организации конкурсов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для муниципальных нужд, внедрены методики оценки результативности и эффективности бюджетных расходов.
Опыт Калужской области по проведению реформ на муниципальном уровне будет использован при подготовке нового конкурса в 2009-2010 годах.