Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является главным критерием развития общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Повышение уровня правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка - это важные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Динамичный ход государственных реформ, обновление законодательства выдвигают на передний план задачу повышения правовой культуры населения, проявляющейся как в законопослушании, так и в правовой активности, что требует освоения обширного и сложного комплекса правовых знаний.
Наличие правовых знаний у граждан, концептуально обоснованное правовое обучение, правовая культура государственных и муниципальных служащих являются непосредственной основой демократических преобразований в обществе.
Ситуация с соблюдением прав и свобод человека в России свидетельствует о наличии разрыва между провозглашаемыми Конституцией Российской Федерации правами и свободами и их реальным воплощением в жизни большинства граждан.
Такое положение сдерживает демократическое развитие общества, движение к подлинному правовому государству, не позволяет решать кардинальные вопросы, связанные с повышением уровня жизни, благосостояния граждан.
Важнейшая проблема в этой сфере, которую необходимо решить, - правовое просвещение и образование, нацеленные на формирование правосознания, дающие не только знание прав и свобод, но и возможности для их защиты.
Отсутствие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих систему правовой работы с населением, отсутствие финансового обеспечения затрудняет решение ряда организационных вопросов, связанных с праворазъяснительной деятельностью.
Правовая культура значительной части населения Калужской области остается низкой, у многих граждан отсутствует уважение к закону как основному условию жизнедеятельности демократического общества. Вместе с тем, уровень правовых знаний значительной части населения не отвечает условиям современного развития общества. Об этом свидетельствуют сложная криминальная обстановка, распространенный характер правонарушений в сфере налогового, трудового, земельного, миграционного, природоохранного и другого законодательства.
Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона (более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу). Достаточно высоким остается уровень абсентеизма, особенно на выборах органов местного самоуправления. Помимо ситуационных факторов, причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, в собственной судьбе граждан, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение.
В целом, работа по правовому образованию, просвещению в Калужской области реализуется по следующим основным направлениям:
- реализация образовательных программ и мероприятий в образовательных учреждениях, системе образования;
- проведение мероприятий по созданию разнообразных форм правового просвещения широких слоев населения;
- взаимодействие со средствами массовой информации области в сфере активизации правовой пропаганды среди населения области;
- информирование населения Калужской области через средства массовой информации о новом законодательстве и изменениях действующего законодательства;
- оказание содействия повышению уровня профессионализма лиц, обеспечивающих правовое воспитание населения.
В то же время, пока не в полном объеме реализуется ряд основных задач в данной сфере, в том числе:
- не сформирован комплекс ресурсного и организационного обеспечения деятельности по правовому образованию, просвещению населения области;
- отсутствует система непрерывного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающая интересы всех граждан, проживающих на территории области, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
- не проводится мониторинг, социологические исследования по вопросам правовой культуры граждан и отдельных социальных групп.
В данных условиях нельзя говорить о достаточном уровне развития условий для возможности граждан самостоятельно и компетентно ориентироваться в вопросах права, Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Калужской области, в структуре органов государственной власти и местного самоуправления.
В Калужской области, как и в ряде субъектов Российской Федерации:
а) отсутствует система непрерывного правового просвещения и образования;
б) не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного правового образования, эффективного правового просвещения;
в) недостаточно используется в этих целях потенциал правоохранительных, контролирующих органов, образовательных учреждений, общественных организаций;
г) отсутствует система бесплатных юридических консультаций (клиник).
Таким образом, необходимо создание стабильной системы правового обучения и воспитания, ориентированной на формирование правосознания, правовой культуры у населения области.
Решение проблемы невозможно без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций.
Использование возможностей программно-целевого метода в интересах создания в Калужской области системы непрерывного правового просвещения и образования населения, повышения правовой культуры населения обусловлено комплексным характером проблемы, необходимостью координации работы всех учреждений и ведомств, участвующих в ее решении, привлечения потенциала территориальных подразделений федеральных структур, исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований области, профессиональных объединений юристов, педагогов, правозащитных организаций, иных общественных объединения и некоммерческих организаций, осуществления дополнительных мер по организационно-финансовому обеспечению этой деятельности.