ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 ноября 2008 года N 473-ОЗ


Об областной целевой программе "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы"

(с изменениями на 13 декабря 2011 года)
(с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 6 июля 2011 года N 158-ОЗ; Законом Калужской области от 13 декабря 2011 года N 232-ОЗ.)
______________________________________
Действие Закона приостановлено
в 2010 году с 1 января по 31 декабря 2010 года на основании Закона Калужской области от 4 декабря 2009 года N 600-ОЗ
в части финансирования из областного бюджета
_______________________________________


 Принят
 Законодательным Собранием
 15 октября 2008 года


     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы" (прилагается).     


     Статья 2


Финансирование мероприятий областной целевой программы "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы" за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.     


     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года.

Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов

г.Калуга

01 ноября 2008 г.

N 473-ОЗ

Приложение
 к Закону Калужской области
 "Об областной целевой программе
 "Повышение правовой культуры населения
 Калужской области на 2009-2012 гг."


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Повышение правовой культуры
населения Калужской области на 2009-2012 гг."

1.Наименование

 Областная целевая программа "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009 - 2012 гг." (далее - Программа)

2. Заказчики   программы

Министерство образования и науки Калужской области - заказчик-координатор Программы, министерство культуры Калужской области   

(в редакции Закона Калужской области от 6 июля 2011 года N 158-ОЗ)     

3. Разработчик

 Министерство образования и  науки Калужской области, министерство культуры Калужской области

(в редакции Закона Калужской области от 13 декабря 2011 года N 232-ОЗ)

4. Дата принятия решения о разработке  

Распоряжение Губернатора Калужской области от    11.04.2008 г. № 54-р "О разработке областной целевой программы "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы"  

5. Цель и задачи  

Цель Программы - создание в Калужской области системы правового просвещения и образования граждан области, ориентированной на формирование правового  сознания и правовой культуры населения.

Задачи Программы:

- создание условий, обеспечивающих формирование правового сознания и правовой культуры населения области;

- создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти, государственных и муниципальных органов и учреждений, обеспечивающей процесс непрерывного повышения   их уровня правовой грамотности;  

- формирование у учащейся молодежи целостной системы правовых знаний как основы правового сознания и правовой культуры;

- создание многоуровневой системы правового просвещения населения, обеспечивающей формирование правового сознания и правовой культуры граждан области;

- создание  системы правовой помощи населению.  

6. Целевые индикаторы и показатели:

- доля граждан(*), воспользовавшихся услугами центров правовой информации

- число  граждан(*), воспользовавшихся бесплатными юридическими услугами

- доля  граждан(*), охваченных процессом правового образования и просвещения

- доля  граждан(*), в том числе  учащейся молодежи,  пользующихся информационно-правовыми базами данных

-доля специалистов государственных, муниципальных органов и учреждений, прошедших повышение квалификации/переподготовку  в области  права

* Лица в возрасте старше 7 лет, проживающие на территории Калужской области

7. Сроки  и этапы реализации:

2009 - 2012 годы     

1 этап (2009 год) - мониторинг уровня  правовой культуры населения, разработка новых и совершенствование существующих моделей формирования правовой культуры по  отдельным направлениям, в первую очередь через правовое образование, оптимальных моделей оказания бесплатной юридической помощи. Начало реализации комплекса мероприятий.     

2 этап (2010-2011 годы) - осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы, апробация моделей формирования правовой культуры, оптимальных моделей оказания бесплатной юридической помощи.     

3 этап (2012 год) - внедрение и распространение полученных на предыдущих этапах результатов и их экспертиза.

8.     Перечень  основных мероприятий:  

 Мероприятия программы реализуются по следующим основным направлениям:

- организационные мероприятия;

- правовая подготовка специалистов органов государственной власти, государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных объединений и некоммерческих организаций;

- правовое образование учащейся молодежи;

- правовое просвещение населения;

- оказание бесплатной юридической помощи;

- научно-методическое и информационное сопровождение правового просвещения населения.

9. Объемы

Источники

Всего

в том числе по годам:

финансирования

финансирования

2009

2010

2011

2012

Областной бюджет*

16027

4567

4105

4230

3125

Бюджеты муниципальных образований**

2856

714

714

714

714

Внебюджетные средства (средства организаций - исполнителей)***

33921

8355

8421

8515

8630

Итого

52804

13636

13240

13459

12469

*)- Средства областного бюджета уточняются ежегодно законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

**) - Объемы финансирования из бюджетов муниципальных образований определяются на основе соглашений и ежегодно уточняются после  принятия решения о бюджетах представительными органами местного самоуправления  

***) - Объем внебюджетных средств определяется на основе соглашений, является плановым и будет уточняться организациями, участвующими в реализации мероприятий программы

(в редакции Закона Калужской области от 13 декабря 2011 года N 232-ОЗ)

10. Ожидаемые результаты:

- создание и функционирование системы правового просвещения и образования граждан;

- создание сети юридических консультаций (клиник),  действующих на бесплатной основе;

- создание в каждом муниципальном районе  области    не менее одного публичного  центра правовой информации, действующего  на бесплатной основе;

- увеличение на 14 % количества граждан в возрасте старше 7 лет, пользующихся информационно-правовыми базами данных, в том числе, на 35 % - учащейся молодежи, на 30 % - жителей сельской местности по отношению к значению показателя в 2007 году;

- увеличение в 7 раз числа  граждан, воспользовавшихся услугами центров правовой информации по отношению к уровню 2007 года;

- возобновление лекционно-правовой работы по месту жительства населения, на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в общественных объединениям и некоммерческих организациях, с охватом не менее 15 % населения области;

- увеличение более чем в 4 раза числа граждан, воспользовавшихся бесплатными юридическими услугами, по отношению к уровню 2007 года;

- повышение уровня правовой культуры молодежи, утверждение навыков законопослушного поведения и уважения к законам,

       - качественное улучшение взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде правовых знаний;

- сохранение в области стабильной социально-политической ситуации, обстановки гражданского согласия и сотрудничества, способствующих решению возникающих проблем правовыми методами.

11.     Система организации контроля за исполнением  

Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 № 33 (в редакции постановлений Губернатора области  от 06.05.2005 № 179, от 04.08.2006 №  285, от 17.10.2007 №390).    


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является главным критерием развития общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Повышение уровня правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка - это важные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Динамичный ход государственных реформ, обновление законодательства выдвигают на передний план задачу повышения правовой культуры населения, проявляющейся как в законопослушании, так и в правовой активности, что требует освоения обширного и сложного комплекса правовых знаний.

Наличие правовых знаний у граждан, концептуально обоснованное правовое обучение, правовая культура государственных и муниципальных служащих являются непосредственной основой демократических преобразований в обществе.

Ситуация с соблюдением прав и свобод человека в России свидетельствует о наличии разрыва между провозглашаемыми Конституцией Российской Федерации правами и свободами и их реальным воплощением в жизни большинства граждан.

Такое положение сдерживает демократическое развитие общества, движение к подлинному правовому государству, не позволяет решать кардинальные вопросы, связанные с повышением уровня жизни, благосостояния граждан.

Важнейшая проблема в этой сфере, которую необходимо решить, - правовое просвещение и образование, нацеленные на формирование правосознания, дающие не только знание прав и свобод, но и возможности для их защиты.

Отсутствие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих систему правовой работы с населением, отсутствие финансового обеспечения затрудняет решение ряда организационных вопросов, связанных с праворазъяснительной деятельностью.

Правовая культура значительной части населения Калужской области остается низкой, у многих граждан отсутствует уважение к закону как основному условию жизнедеятельности демократического общества. Вместе с тем, уровень правовых знаний значительной части населения не отвечает условиям современного развития общества. Об этом свидетельствуют сложная криминальная обстановка, распространенный характер правонарушений в сфере налогового, трудового, земельного, миграционного, природоохранного и другого законодательства.

Наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона (более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу). Достаточно высоким остается уровень абсентеизма, особенно на выборах органов местного самоуправления. Помимо ситуационных факторов, причиной абсентеизма часто служит непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, в собственной судьбе граждан, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение.

В целом, работа по правовому образованию, просвещению в Калужской области реализуется по следующим основным направлениям:

- реализация образовательных программ и мероприятий в образовательных учреждениях, системе образования;

- проведение мероприятий по созданию разнообразных форм правового просвещения широких слоев населения;

- взаимодействие со средствами массовой информации области в сфере активизации правовой пропаганды среди населения области;

- информирование населения Калужской области через средства массовой информации о новом законодательстве и изменениях действующего законодательства;

- оказание содействия повышению уровня профессионализма лиц, обеспечивающих правовое воспитание населения.

В то же время, пока не в полном объеме реализуется ряд основных задач в данной сфере, в том числе:

- не сформирован комплекс ресурсного и организационного обеспечения деятельности по правовому образованию, просвещению населения области;

- отсутствует система непрерывного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающая интересы всех граждан, проживающих на территории области, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

- не проводится мониторинг, социологические исследования по вопросам правовой культуры граждан и отдельных социальных групп.

В данных условиях нельзя говорить о достаточном уровне развития условий для возможности граждан самостоятельно и компетентно ориентироваться в вопросах права, Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Калужской области, в структуре органов государственной власти и местного самоуправления.

В Калужской области, как и в ряде субъектов Российской Федерации:

а) отсутствует система непрерывного правового просвещения и образования;

б) не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного правового образования, эффективного правового просвещения;

в) недостаточно используется в этих целях потенциал правоохранительных, контролирующих органов, образовательных учреждений, общественных организаций;

г) отсутствует система бесплатных юридических консультаций (клиник).

Таким образом, необходимо создание стабильной системы правового обучения и воспитания, ориентированной на формирование правосознания, правовой культуры у населения области.

Решение проблемы невозможно без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций.

Использование возможностей программно-целевого метода в интересах создания в Калужской области системы непрерывного правового просвещения и образования населения, повышения правовой культуры населения обусловлено комплексным характером проблемы, необходимостью координации работы всех учреждений и ведомств, участвующих в ее решении, привлечения потенциала территориальных подразделений федеральных структур, исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований области, профессиональных объединений юристов, педагогов, правозащитных организаций, иных общественных объединения и некоммерческих организаций, осуществления дополнительных мер по организационно-финансовому обеспечению этой деятельности.

     
2. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является создание в Калужской области системы правового просвещения и образования граждан области, ориентированной на формирование правового сознания и правовой культуры населения.

Задачами Программы являются:

- создание условий, обеспечивающих формирование правового сознания и правовой культуры населения области;

- создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти, государственных и муниципальных органов и учреждений, обеспечивающей процесс непрерывного повышения их уровня правовой грамотности;

- формирование у учащейся молодежи целостной системы правовых знаний как основы правового сознания и правовой культуры;

- создание многоуровневой системы правового просвещения населения, обеспечивающей формирование правового сознания и правовой культуры граждан области;

- создание системы правовой помощи населению.

Принципами реализации Программы являются:

- сотрудничество государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных, судебных и контролирующих органов, образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций, иных заинтересованных организаций и граждан;

- широкое распространение и доступность гражданского правового образования;

- доступность, адресность и специализация правовой помощи гражданам и организациям.

Программа ориентирована на создание и апробирование эффективных моделей формирования правовой культуры, механизмов гражданского участия для всех социальных слоев и возрастных групп населения Калужской области. При этом приоритетными целевыми группами являются: учащаяся молодежь, работники образовательных и научных учреждений, социальной сферы, представители политических партий, средств массовой информации, общественных объединений и некоммерческих организаций, государственные и муниципальные служащие.

Программа предполагает интеграцию с рядом принятых и разрабатываемых региональных и федеральных целевых программ.

Достижение поставленной Программой цели будет оцениваться по следующим целевым индикаторам:


п/п  

Наименование индикатора  

Ед. изм  

2008 г.  

2009 г.  

2010 г.  

2011 г.  

2012 г.  


1.

Доля граждан*, воспользовавшихся услугами центров правовой информации  

%

2  

5  

8  

12  

15  

2.

Число граждан*, воспользовавшихся бесплатными юридическими услугами

чел.

600  

 1000

1500

2000

2500  

3.

Доля граждан*, охваченных процессом правового образования и просвещения  

%

3  

10  

17  

25  

30  

4.

Доля граждан*, в том числе учащейся молодежи, пользующихся информационно-правовыми базами данных  

%

1/5

5/10  

10/20  

15/30  

15/40

5.

Доля специалистов государственных, муниципальных органов и учреждений, прошедших повышение квалификации/переподготовку в области права  

%

5

10

20

40

50

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»