Недействующий

Об областной целевой программе «Региональная программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы» (с изменениями на 10 ноября 2009 года) (утратил силу на основании Закона Калужской области от 6 июля 2011 года N 168-ОЗ)


1.Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней политики Российской Федерации. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание со стороны государства для недопущения межнациональных конфликтов, дестабилизирующих общество. В последние годы внимание государства к соотечественникам за рубежом постоянно возрастает. Поддержка и защита прав соотечественников являются национальным приоритетом. Такой подход продиктован тенденцией развития нашей страны на современном этапе, когда необходимо по-новому осмыслить принцип территориальной целостности российского государства. Нельзя игнорировать стремление русского народа к реализации права на самоопределение за пределами государственной границы, в странах, которые являются территорией их проживания. Обеспечение соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом - конституционная обязанность Российской Федерации. От того, насколько умело и эффективно она будет проводить свою внешнюю и внутреннюю политику в данном направлении, зависит ее мировой авторитет. Статус российского соотечественника должен вызывать гордость его обладателя, уверенность в защите и покровительстве со стороны своей исторической родины.

Наследие русской культуры и искусства востребовано за рубежом, особенно среди соотечественников. Однако во многих зарубежных странах для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых - русскоязычные) существенно ограничены права на получение образования и информации на родном языке, а также на сохранение этнокультурной самобытности.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры. Дискриминация российских соотечественников, проживающих за рубежом, требует от государства эффективных и результативных действий, направленных на защиту прав соотечественников, оказанию им поддержки в решении любых вопросов.

Нельзя рассчитывать на построение гармоничного гражданского общества с учетом принципов равноправия народов, на оздоровление межнационального климата, если поддержка соотечественников за рубежом в ближайшие годы будет по-прежнему носить декларативный характер, существующие вопросы не будут решаться программным методом, а мероприятия будут хаотичными и разрозненными. Возникнет тенденция к повышению межнациональной напряженности, что ни в коей мере не будет способствовать укреплению положения наших соотечественников в зарубежных странах, которые по национальной принадлежности, по родственным связям и по духу являются россиянами.

Основные направления поддержки соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с соотечественниками, проживающими за рубежом, в интересах защиты их прав и свобод.

Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ).

Данная Программа разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Отношения Российской Федерации с другими странами развиваются поступательно, динамично, охватывают политическую, торгово-экономическую, культурно-гуманитарную и другие сферы. Очевидно, чем плотнее будет сотрудничество России с другими государствами, тем эффективнее можно будет решать проблемы российских соотечественников, проживающих за рубежом.

Основная задача состоит в том, чтобы содействовать созданию таких условий, в которых наши соотечественники, где бы они ни проживали, могли жить полнокровной жизнью, чтобы каждый из них чувствовал реальную поддержку своей исторической родины, видел в ее лице надежную опору. Тогда российские диаспоры получат действенный стимул к тому, чтобы раскрыть свой потенциал, выступая в качестве весомого интеллектуального, экономического и духовного партнера России.

Вызывают серьезную обеспокоенность, в частности, трудности русских театров, библиотек, культурных центров. В связи с тем, что в большинстве стран бывшего СССР значительно сокращается использование русского языка в сферах экономики, науки и культуры, в бытовой среде, теряются навыки его владения у коренного населения. Уменьшается количество часов в школьной программе. Все это вызывает необходимость осуществления продуманной политики распространения и укрепления русского языка.

Вопрос с использованием русского языка в зарубежных аудиовизуальных средствах массовой информации день ото дня становится все сложнее. Найти специалистов среди русскоязычного населения становится практически невозможно. В этих условиях вести речь о качественной пропаганде русского языка и русской культуры весьма затруднительно. Необходимость укрепления положения русского языка очевидна.

Свою главную задачу при реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом Калужская область видит в том, чтобы всемерно содействовать консолидации соотечественников, так как только организованно, совместными усилиями можно эффективно решать стоящие перед соотечественниками проблемы, защищать их законные права и интересы.

Отношения Калужской области с соотечественниками за рубежом в области науки, культуры и искусства требуют систематизации и упорядочивания для достижения устойчивых результатов. Поддержка соотечественников за рубежом предполагает использование всех механизмов экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации и развития Калужской области.

Для придания системного характера деятельности Калужской области по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом в ближайшие годы основная часть программных мероприятий будет реализовываться в отношении соотечественников, проживающих в Северном Казахстане (Кустанайская область, Акмолинская область, Северо-Казахстанская область и Павлодарская область), Республике Молдова и в Германии (земля Северный Рейн-Вестфалия). Такая направленность позволит в предлагаемых программных мероприятиях учесть специфику выбранных территорий и имеющиеся у Калужской области возможности.

Выбор вышеуказанных территорий обусловлен следующими обстоятельствами.

На сегодняшний день в Казахстане проживает около 5 млн. российских соотечественников, что составляет примерно 30% населения страны. Наибольшее число русскоязычного населения зарегистрировано в Северном Казахстане.

В связи с тем, что в Казахстане принята программа перевода всего делопроизводства на казахский язык, происходит сокращение русскоязычной системы образования всех уровней, расхождение с российской школой в программах обучения и в ментальном плане. Поддержка российских соотечественников в Казахстане в настоящее время особенно актуальна, а реализация программных мероприятий на территории Северного Казахстана будет способствовать сохранению русского языка и русской культуры среди русскоязычного населения этой территории.

В настоящее время в Республике Молдова русские составляют около 13 % населения. Официальная статистика свидетельствует, что примерно половину населения Молдовы составляют русскоязычные граждане. Именно сейчас, когда официальные власти Молдовы делают выбор между Россией и Западом, необходимо поддержать тех жителей Республики Молдова, основным языком общения которых является русский и которые, попав в этот край и отдав свои силы и здоровье делу его подъема и расцвета в советские годы, так и осели на этой земле, посчитав её своей второй родиной.

На территории Германии проживает около двух миллионов бывших жителей России. Большинство из них не хотят терять связь с исторической родиной. Между Калужской областью и землей Северный Рейн-Вестфалия в Германии заключено соглашение о сотрудничестве. Прямое взаимодействие этих регионов идет давно и успешно. Сотрудничество осуществляется не только в сфере промышленности, но и в плане информационного, образовательного, культурного и научного обмена.

Кроме того, на территории земли Северный Рейн-Вестфалия, в городе Кельне функционирует культурно-спортивное объединение российских соотечественников «Атлант» (руководитель - Евгения Ремпель), с которым уже полтора года сотрудничают органы исполнительной власти Калужской области.

Необходимость использования программного метода в реализации единой государственной политики в отношении соотечественников за рубежом обусловлена широким спектром и долговременным характером реализации планируемых мероприятий, важностью решаемой задачи и необходимостью создания эффективной системы взаимодействия государственных органов и хозяйствующих субъектов при решении данной задачи.

Программа определяет основные направления деятельности региона по поддержке русскоязычного населения, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению взаимовыгодных хозяйственных связей.

Программа позволит совершенствовать систему мероприятий, стимулирующих объединительные процессы в развитии культурных, деловых, научных и других связей соотечественников, проживающих за рубежом, с Калужской областью.