Деятельность потребительской кооперации регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 года N 54-ФЗ и от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ). Согласно статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закону Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)" потребительские общества и их союзы являются некоммерческими организациями. Они созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Для выполнения своих уставных обязательств потребительские общества самостоятельно организуют хозяйственную деятельность. Исторически сложилось так, что потребительские общества обслуживают не только пайщиков, но и других жителей сельских поселений.
В настоящее время Калужский областной союз потребительских обществ (далее - союз) объединяет 40 районных потребительских обществ (далее - райпо), работающих на территорий 20 муниципальных районов области. Учредителями потребительских обществ являются 38 тысяч пайщиков, в основном проживающих в сельской местности. В системе потребительской кооперации занято около 3 тысяч работников.
Калужская потребительская кооперация является многоотраслевой структурой. Основные направления хозяйственной деятельности:
- заготовительная и перерабатывающая деятельность;
- розничная торговля и общественное питание;
- бытовое обслуживание населения.
Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на повышение качества жизни сельского населения за счет гарантированного обеспечения товарами и услугами, сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, производства промышленной продукции, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов от личного подсобного хозяйства, решения других вопросов, в том числе по развитию социальной инфраструктуры села.
Потребительская кооперация вносит ощутимый вклад в экономику и продовольственное обеспечение области. Организации потребительской кооперации уплатили за 2006 год налогов и сборов в сумме 73 млн. рублей. Совокупный объем деятельности союза за 2006 год составил 1,9 млрд. рублей, в том числе: оборот розничной торговли - 62 процента, общественного питания - 5 процентов, производство промышленной продукции - 10 процентов, заготовительный оборот - 12 процентов, платные и бытовые услуги - 2 процента.
Больше половины объемов хозяйственной деятельности дает розничная торговля. За 2006 год пайщикам союза, сельским жителям реализовано товаров на сумму 1,3 млрд. рублей.
На балансах райпо числятся более 620 розничных торговых предприятий, в том числе 572 - магазины (из них в сельских поселениях - 432 магазина). Около 40 магазинов обслуживают населенные пункты с численностью жителей до 50 человек, 220 магазинов - с численностью от 50 до 300 человек, 127 магазинов - с численностью от 300 до 1000 человек, 185 магазинов - с численностью свыше 1000 человек.
Малочисленные сельские поселения в основном обслуживаются автолавками. Однако в сельских поселениях с численностью от 50 до 100 человек торговля с автолавок является убыточной. Вместе с тем райпо осуществляют данный вид деятельности. В настоящее время из-за недостаточного количества автолавок не обслуживается около 1700 сельских поселений.
Низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в долг многодетным семьям и пенсионерам, систематическая задолженность предприятий социальной сферы за продукты и услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации. Ежегодные социальные затраты потребительской кооперации составляют более 30 миллионов рублей. В эти затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах; содержание убыточных сельских магазинов; бесплатные услуги, оказываемые населению (доставка дров, крупногабаритных товаров, комбикормов, ремонт жилья, оплата обучения пайщиков потребительской кооперации и их детей в кооперативных учебных заведениях, организация досуга и другие).
Из 432 магазинов, расположенных в сельской местности, в настоящее время 130 убыточны, так как реализуют в основном хлеб и товары первой необходимости по тем же розничным ценам, что и в районных центрах. В целом за 2006 год расходы по содержанию убыточных магазинов и автолавок составили более 6 млн. рублей.
Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельских поселениях на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, в отдаленных и труднодоступных местностях ежегодно составляют более 6 млн. рублей, в то время как возмещение транспортных расходов за счет бюджетов муниципальных районов составляет около 800 тысяч рублей, или 13% от общих расходов.
Дальнейшее развитие торговой деятельности потребительской кооперации в сельской местности сдерживается следующими факторами:
- недостаток собственных оборотных средств торговых организаций;
- значительные транспортные издержки торговых организаций;
- низкая платежеспособность населения.
В районных потребительских обществах материально-техническая база розничной торговли требует проведения более интенсивной модернизации. За последние три года ежегодный объем собственных средств потребительских обществ, направляемых на модернизацию, составляет от 40 до 50 млн. рублей. Потребительскими обществами приобретается современное торговое и холодильное оборудование, проводятся реконструкция и ремонт торговых залов, внедряются передовые методы работы, такие как самообслуживание, продленный и круглосуточный режим работы, работа без выходных. Проведение этих мероприятий способствует значительному росту объемов и, соответственно, доходов районных потребительских обществ.
Кроме того, потребительская кооперация оказывает дополнительные услуги населению. Объем платных услуг населению в 2006 году составил 35 млн. рублей, в том числе бытовых услуг - 13 млн. рублей. В системе потребительской кооперации действует более 500 пунктов, оказывающих бытовые услуги населению.
Заготовительная и перерабатывающая отрасли потребительской кооперации всегда имели приоритетное значение. Производятся закупки мяса, молока, картофеля, овощей, шерсти и других видов сельскохозяйственной продукции. Осуществляется закладка картофеля и овощей для нужд общепита и розничной торговли. Потребительские общества реализуют сельхозпродукцию на ярмарках, проводимых в райцентрах, г. Калуге, г. Москве и на собственных рынках, участвуют в конкурсах и тендерах на поставку сельскохозяйственной продукции в бюджетные учреждения.
За 2006 год закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья у всех товаропроизводителей на сумму 223 млн. рублей. В том числе владельцам личных подсобных хозяйств населения за сданную сельскохозяйственную продукцию и сырье выплачено 84 млн. рублей, что равносильно созданию более 1000 рабочих мест.
Вместе с тем недостаток собственных финансовых ресурсов сдерживает дальнейшее развитие заготовительной и перерабатывающей отраслей. Поэтому реализуемые мероприятия на данном этапе не могут решить существующую проблему сбыта сельскохозяйственной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами области. Так, в 2006 году, несмотря на рост объемов реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий к уровню 2005 года, крайне низким остается ее уровень товарности.
В 2006 году товарность зерна составила 28% (в 2005 году - 22%), картофеля - 18% (17%), овощей - 20% (19%), льноволокна - 90% (92%), плодов и ягод - 24% (25%), мясо скота и птицы - 80% (78%), молока - 77% (74%), яиц - 52% (54%), шерсти - 16% (17%). В структуре реализации зерна, овощей, мяса скота и птицы, молока и яиц по-прежнему преобладает доля продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями области, - 96%, 59%, 81%, 81% и 82% соответственно.
На долю личных подсобных хозяйств населения приходилось 67% от общего объема реализации картофеля (в 2005 году - 70%), меда - 92% (91%), шерсти - 95% (97%), семечковых плодов - 97% (87%) и ягодных культур - 99,8% (99,8%).
Для обеспечения максимальной закупки всей товарной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами населения области, необходимо создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья.
В целях стимулирования развития деятельности потребительской кооперации, в том числе и в сельских поселениях, в рамках реализации программных мероприятий планируется оказание государственной поддержки заготовительной, производственной и перерабатывающей деятельности.