ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 декабря 2007 года N 386-ОЗ


Об областной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008-2012 годы"

(с изменениями на 5 декабря 2011 года)

(с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 5 декабря 2011 года N 222-ОЗ.)


 Принят
Постановлением
Законодательного Собрания
 Калужской области
от 20 декабря 2007 года N 852


     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008-2012 годы" (прилагается).


     Статья 2


Финансирование мероприятий данной Программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.


     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

г. Калуга

27 декабря 2007 г.
N 386-ОЗ

Приложение
к Закону Калужской области
от 27 декабря 2007 года N 386-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008-2012 годы"



Паспорт областной целевой программы

1.Наименование

Областная целевая программа "Развитие потребительской кооперации
в Калужской области на 2008-2012 годы" (далее - программа)       

2. Заказчик    
областной      
целевой        
программы      

Министерство сельского хозяйства Калужской области               

3. Разработчики

Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора области от 1
октября 2007 года N 120-р (в редакции распоряжения Губернатора   
Калужской области от 15 ноября 2007 года N 143-р)                

4. Дата        
принятия       
решения о      
разработке     

Распоряжение Губернатора Калужской области "О разработке         
областной целевой программы "Развитие потребительской кооперации
в Калужской области на 2008-2012 годы" от 1 октября 2007 года    
N 120-р (в редакции распоряжения Губернатора Калужской области от
15 ноября 2007 года N 143-р)                                     

5. Цели и      
задачи         
программы      

Цель 1. Повышение организациями потребительской кооперации       
эффективности закупок сельскохозяйственной продукции и сырья в   
личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения
области, организация ее последующей переработки.                 
Задачи:                                                          
- обеспечение гарантированных закупок сельскохозяйственной       
продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских (фермерских)
хозяйствах населения области;                                    
- повышение уровня занятости сельского населения области на      
основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;    
- развитие инфраструктуры переработки сельскохозяйственной       
продукции и сырья, проведение реконструкции и модернизации       
имеющихся производственных мощностей, внедрение современных      
технологий;                                                      
- организация эффективной переработки сельскохозяйственной       
продукции и сырья.                                               
Цель 2. Увеличение организациями потребительской кооперации      
оборота розничной торговли, общественного питания, обеспечение   
бытовыми услугами сельского населения.                           
Задачи:                                                          
- открытие ранее закрытых или переданных в аренду объектов       
торговли и общественного питания;                                
- расширение зоны обслуживания сельских жителей;                 
- увеличение оборота розничной торговли за счет вовлечения в     
товарооборот продукции переработки сельскохозяйственной продукции
и сырья;                                                         
- увеличение оборота общественного питания;                      
- расширение объемов бытового обслуживания, обеспечение сельского
населения социально значимыми видами бытовых услуг, в том числе в
отдаленных и труднодоступных сельских поселениях                 

6. Целевые     
индикаторы и   
показатели     

Целевые индикаторы и показатели:                                 
- объем заготовительной деятельности;                            
- создание пунктов приема, хранения и переработки молока;        
- создание цехов по производству мясных полуфабрикатов;          
- создание скотобойных пунктов                                   

7. Сроки       
реализации     

2008-2012 годы                                                   

8. Перечень    
основных       
мероприятий    

Основные мероприятия реализуются по следующим направлениям:      
- развитие заготовительной деятельности;                         
- развитие производственной и перерабатывающей деятельности;     
- развитие торговой деятельности в сельских поселениях;          
- развитие сети предприятий общественного питания;               
- оказание бытовых услуг сельскому населению;                    
- развитие кадрового потенциала потребительской кооперации       

9. Объемы      
финансирования

тысяч рублей

Источник
финансирования

Объемы
финансирования
на 2008-2012
годы

В том числе по годам

2008

2009

2010

2011

2012

Областной бюджет

87841

15000

22132

11489

27841

11379

Собственные и   
кредитные       
средства        
потребительских
обществ <*>     

497800

76400

86500

98000

111000

125900

В том числе:    
кредиты         
коммерческих    
банков и других
кредитных       
организаций <**>

164800

27000

29700

32700

35900

39500

Итого           

585641

91400

108632

109489

138841

137279

<*> Объем собственных и кредитных средств потребительских        
обществ, направляемый на реализацию программы, утверждается      
потребительскими обществами в соответствии с законодательством.  
<**> Объем кредитных средств банков и других организаций,        
направляемый потребительскими обществами на осуществление        
заготовительной деятельности, утверждается потребительскими      
обществами в соответствии с законодательством                    

(пункт 9 в редакции Закона Калужской области от 5 декабря 2011 года N 222-ОЗ)

10. Ожидаемые  
результаты     

За период реализации программы ожидается:                        
- увеличение закупок районными потребительскими обществами       
основных видов сельскохозяйственной продукции и сырья, в том     
числе:                                                           
- молока - до 8000 тонн;                                         
- мяса скота и птицы - до 4600 тонн;                             
- яйца - до 5500 тыс. штук;                                      
- картофеля - до 3000 тонн;                                      
- овощей - до 1700 тонн.                                         
- увеличение количества населенных пунктов, обслуживаемых        
районными потребительскими обществами, на 700 сельских поселений;
- увеличение розничного товарооборота и оборота общественного    
питания в 2012 году к уровню 2006 года в 3,1 раза;               
- создание около 300 новых рабочих мест;                         
- увеличение среднемесячной заработной платы работников, занятых
в потребительской кооперации до 13 тысяч рублей                  

11. Система    
организации    
контроля за    
исполнением    

В соответствии с действующим Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 2 февраля 2005 года N 33 (в редакции постановлений Губернатора Калужской области от 6 мая 2005 года N 179, от 4 августа 2006 года N 285, от 17 октября 2007 года N 390)                       


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Деятельность потребительской кооперации регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 года N 54-ФЗ и от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ). Согласно статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закону Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)" потребительские общества и их союзы являются некоммерческими организациями. Они созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Для выполнения своих уставных обязательств потребительские общества самостоятельно организуют хозяйственную деятельность. Исторически сложилось так, что потребительские общества обслуживают не только пайщиков, но и других жителей сельских поселений.

В настоящее время Калужский областной союз потребительских обществ (далее - союз) объединяет 40 районных потребительских обществ (далее - райпо), работающих на территорий 20 муниципальных районов области. Учредителями потребительских обществ являются 38 тысяч пайщиков, в основном проживающих в сельской местности. В системе потребительской кооперации занято около 3 тысяч работников.

Калужская потребительская кооперация является многоотраслевой структурой. Основные направления хозяйственной деятельности:

- заготовительная и перерабатывающая деятельность;

- розничная торговля и общественное питание;

- бытовое обслуживание населения.

Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на повышение качества жизни сельского населения за счет гарантированного обеспечения товарами и услугами, сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, производства промышленной продукции, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов от личного подсобного хозяйства, решения других вопросов, в том числе по развитию социальной инфраструктуры села.

Потребительская кооперация вносит ощутимый вклад в экономику и продовольственное обеспечение области. Организации потребительской кооперации уплатили за 2006 год налогов и сборов в сумме 73 млн. рублей. Совокупный объем деятельности союза за 2006 год составил 1,9 млрд. рублей, в том числе: оборот розничной торговли - 62 процента, общественного питания - 5 процентов, производство промышленной продукции - 10 процентов, заготовительный оборот - 12 процентов, платные и бытовые услуги - 2 процента.

Больше половины объемов хозяйственной деятельности дает розничная торговля. За 2006 год пайщикам союза, сельским жителям реализовано товаров на сумму 1,3 млрд. рублей.

На балансах райпо числятся более 620 розничных торговых предприятий, в том числе 572 - магазины (из них в сельских поселениях - 432 магазина). Около 40 магазинов обслуживают населенные пункты с численностью жителей до 50 человек, 220 магазинов - с численностью от 50 до 300 человек, 127 магазинов - с численностью от 300 до 1000 человек, 185 магазинов - с численностью свыше 1000 человек.

Малочисленные сельские поселения в основном обслуживаются автолавками. Однако в сельских поселениях с численностью от 50 до 100 человек торговля с автолавок является убыточной. Вместе с тем райпо осуществляют данный вид деятельности. В настоящее время из-за недостаточного количества автолавок не обслуживается около 1700 сельских поселений.

Низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в долг многодетным семьям и пенсионерам, систематическая задолженность предприятий социальной сферы за продукты и услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации. Ежегодные социальные затраты потребительской кооперации составляют более 30 миллионов рублей. В эти затраты входят: доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах; содержание убыточных сельских магазинов; бесплатные услуги, оказываемые населению (доставка дров, крупногабаритных товаров, комбикормов, ремонт жилья, оплата обучения пайщиков потребительской кооперации и их детей в кооперативных учебных заведениях, организация досуга и другие).

Из 432 магазинов, расположенных в сельской местности, в настоящее время 130 убыточны, так как реализуют в основном хлеб и товары первой необходимости по тем же розничным ценам, что и в районных центрах. В целом за 2006 год расходы по содержанию убыточных магазинов и автолавок составили более 6 млн. рублей.

Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельских поселениях на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, в отдаленных и труднодоступных местностях ежегодно составляют более 6 млн. рублей, в то время как возмещение транспортных расходов за счет бюджетов муниципальных районов составляет около 800 тысяч рублей, или 13% от общих расходов.

Дальнейшее развитие торговой деятельности потребительской кооперации в сельской местности сдерживается следующими факторами:

- недостаток собственных оборотных средств торговых организаций;

- значительные транспортные издержки торговых организаций;

- низкая платежеспособность населения.

В районных потребительских обществах материально-техническая база розничной торговли требует проведения более интенсивной модернизации. За последние три года ежегодный объем собственных средств потребительских обществ, направляемых на модернизацию, составляет от 40 до 50 млн. рублей. Потребительскими обществами приобретается современное торговое и холодильное оборудование, проводятся реконструкция и ремонт торговых залов, внедряются передовые методы работы, такие как самообслуживание, продленный и круглосуточный режим работы, работа без выходных. Проведение этих мероприятий способствует значительному росту объемов и, соответственно, доходов районных потребительских обществ.

Кроме того, потребительская кооперация оказывает дополнительные услуги населению. Объем платных услуг населению в 2006 году составил 35 млн. рублей, в том числе бытовых услуг - 13 млн. рублей. В системе потребительской кооперации действует более 500 пунктов, оказывающих бытовые услуги населению.

Заготовительная и перерабатывающая отрасли потребительской кооперации всегда имели приоритетное значение. Производятся закупки мяса, молока, картофеля, овощей, шерсти и других видов сельскохозяйственной продукции. Осуществляется закладка картофеля и овощей для нужд общепита и розничной торговли. Потребительские общества реализуют сельхозпродукцию на ярмарках, проводимых в райцентрах, г. Калуге, г. Москве и на собственных рынках, участвуют в конкурсах и тендерах на поставку сельскохозяйственной продукции в бюджетные учреждения.

За 2006 год закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья у всех товаропроизводителей на сумму 223 млн. рублей. В том числе владельцам личных подсобных хозяйств населения за сданную сельскохозяйственную продукцию и сырье выплачено 84 млн. рублей, что равносильно созданию более 1000 рабочих мест.

Вместе с тем недостаток собственных финансовых ресурсов сдерживает дальнейшее развитие заготовительной и перерабатывающей отраслей. Поэтому реализуемые мероприятия на данном этапе не могут решить существующую проблему сбыта сельскохозяйственной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами области. Так, в 2006 году, несмотря на рост объемов реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий к уровню 2005 года, крайне низким остается ее уровень товарности.

В 2006 году товарность зерна составила 28% (в 2005 году - 22%), картофеля - 18% (17%), овощей - 20% (19%), льноволокна - 90% (92%), плодов и ягод - 24% (25%), мясо скота и птицы - 80% (78%), молока - 77% (74%), яиц - 52% (54%), шерсти - 16% (17%). В структуре реализации зерна, овощей, мяса скота и птицы, молока и яиц по-прежнему преобладает доля продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями области, - 96%, 59%, 81%, 81% и 82% соответственно.

На долю личных подсобных хозяйств населения приходилось 67% от общего объема реализации картофеля (в 2005 году - 70%), меда - 92% (91%), шерсти - 95% (97%), семечковых плодов - 97% (87%) и ягодных культур - 99,8% (99,8%).

Для обеспечения максимальной закупки всей товарной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами населения области, необходимо создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья.

В целях стимулирования развития деятельности потребительской кооперации, в том числе и в сельских поселениях, в рамках реализации программных мероприятий планируется оказание государственной поддержки заготовительной, производственной и перерабатывающей деятельности.

2. Основные цели и задачи программы


Цели и задачи программы соответствуют приоритетам государственной политики в сфере агропромышленного комплекса и способствуют достижению стратегических целей развития Калужской области на период до 2012 года.

Программа направлена на достижение следующих целей:

Цель 1. Повышение организациями потребительской кооперации эффективности закупок сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения области, организация ее последующей переработки.

Задачи:

- обеспечение гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения области;

- повышение уровня занятости сельского населения области на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

- развитие инфраструктуры переработки сельскохозяйственной продукции и сырья, проведение реконструкции и модернизации имеющихся производственных мощностей, внедрение современных технологий;

- организация эффективной переработки сельскохозяйственной продукции и сырья.

Цель 2. Увеличение организациями потребительской кооперации оборота розничной торговли, общественного питания, обеспечение бытовыми услугами сельского населения.

Задачи:

- открытие ранее закрытых или переданных в аренду объектов торговли и общественного питания;

- расширение зоны обслуживания сельских жителей;

- увеличение оборота розничной торговли за счет вовлечения в товарооборот продукции переработки сельскохозяйственной продукции и сырья;

- увеличение оборота общественного питания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»