Действующий

Об областной целевой программе "Совершенствование организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2008-2010 годы" (с изменениями на 6 декабря 2010 года)


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). При этом необходимо подчеркнуть, что более 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как значительную часть дня дети и подростки проводят в стенах школы.

В настоящее время проблеме сохранения здоровья школьников уделяется большое внимание. Так, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассматривался вопрос о совершенствовании организации питания и оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях. Было принято решение включить в показатели работы по приоритетному национальному проекту "Образование" данные, отражающие состояние дел в субъектах Российской Федерации по организации питания и оказанию медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях.

В структуре заболеваний школьников области более 30% приходится на так называемые факторы "школьного риска" (нарушения осанки, зрения, нервной системы, болезни желудочно-кишечного тракта). Основными причинами "школьных болезней" являются увеличение объемов учебной нагрузки, снижение общей двигательной активности, недостаточная освещенность школьных рабочих мест, несоответствие школьной мебели росто-возрастным показателям развития школьников, отсутствие полноценного горячего питания в школах, несформированность навыков здорового образа жизни.

Ключевым фактором, влияющим на качество физического развития школьников, определяющим нормальный рост и развитие ребенка, является питание. В настоящее время охват горячим питанием школьников области составляет 78% (69 тыс. учащихся).

Одной из проблем в организации питания школьников является несбалансированность рационов питания: по-прежнему на низком уровне остается потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как молоко и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, при избыточном потреблении мучных изделий и картофеля.

В рационах школьного питания мало используются продукты повышенной пищевой и биологической ценности (обогащённые в процессе их промышленного производства витаминно-минеральными смесями).

Слабо используется в организации школьного питания централизованное производство полуфабрикатов (овощных, мясных, рыбных) с применением современных технологий приготовления пищи, которые позволяют при сокращении времени приготовления блюд сохранять полезные питательные вещества, повышать культуру обслуживания и питания учащихся, организовать питание школьников при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Вследствие этого на протяжении нескольких лет среди школьников остаётся достаточно высоким уровень алиментарно-зависимых заболеваний, в частности таких, как болезни органов желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания.

Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся.

Итоги диспансеризации по группам здоровья и структуре заболеваемости детей школьного возраста в Калужской области по сравнению с аналогичными показателями в Российской Федерации имеют следующие значения:

(в %%)

Наименование показателя

Калужская область

Российская Федерация

2004

2005

2006

2006

Удельный вес в общем объеме учащихся:  

- по группам здоровья  

100,0

100,0

100,0

100,0

1 группа (практически здоровые)   

22,3

27,9

23,7

33,9

2 группа (имеющие незначительные отклонения в здоровье)

53,8

49,9

55,3

52,1

3 группа (имеющие хронические заболевания)

22,4

20,9

20,1

16,1

4 группа (дети - инвалиды)

1,5

1,3

0,9

1,1

- по структуре заболеваемости

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе болезни:

- органов дыхания

49,0

41,4

43,5

38,2

- костно-мышечной системы

14,9

14,8

14,7

12,5

- глаз

9,2

9,2

8,7

10,1

- органов пищеварения

7,5

6,6

6,3

4,7

- эндокринной системы

5,4

4,8

4,5

10,0

- другие

14

23,2

22,3

24,5



Справочно: общее количество учащихся в образовательных учреждениях Калужской области на 01.01.2007 составляет 89567 человек.

Таким образом, возникла необходимость в приобретении аппаратов для оснащения школьных медицинских кабинетов с целью профилактики заболеваний органов дыхания, болезней костно-мышечной системы, а также технологического оборудования для школьных столовых - с целью улучшения качества школьного питания и увеличения числа школьников, обеспеченных питанием.

Актуальным на протяжении последних лет остается вопрос о медицинском обслуживании в общеобразовательных учреждениях. При увеличении численности школ с развивающимися процессами компьютеризации, инновационной деятельности, увеличении учебной нагрузки, число работников среднего и высшего медицинского персонала в них не увеличивается. В настоящее время в школах области создано 184 медицинских кабинета, в которых работают 85 врачей и 186 медицинских сестёр. Всего в области 452 общеобразовательные школы, из них 250 - малокомплектных, медицинское обслуживание учащихся этих школ обеспечивают сельские фельдшерско-акушерские пункты.

По-прежнему недостаточной остается обеспеченность медицинских кабинетов специальным оборудованием и лекарственными препаратами, что исключает возможность получения медицинской помощи непосредственно в школе.

Не менее важным фактором, влияющим на ситуацию, является несформированность у детей и родителей ценностного отношения к собственному здоровью, навыков здорового питания. Низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях.

К сожалению, у большинства родителей отсутствуют элементарные навыки организации здорового питания детей.

Таким образом, проблема совершенствования питания и медицинского обеспечения учащихся является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует программно-целевого подхода, координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области по улучшению здоровья подрастающего поколения.