1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее). При этом необходимо подчеркнуть, что более 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как значительную часть дня дети и подростки проводят в стенах школы.
В настоящее время проблеме сохранения здоровья школьников уделяется большое внимание. Так, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассматривался вопрос о совершенствовании организации питания и оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях. Было принято решение включить в показатели работы по приоритетному национальному проекту "Образование" данные, отражающие состояние дел в субъектах Российской Федерации по организации питания и оказанию медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях.
В структуре заболеваний школьников области более 30% приходится на так называемые факторы "школьного риска" (нарушения осанки, зрения, нервной системы, болезни желудочно-кишечного тракта). Основными причинами "школьных болезней" являются увеличение объемов учебной нагрузки, снижение общей двигательной активности, недостаточная освещенность школьных рабочих мест, несоответствие школьной мебели росто-возрастным показателям развития школьников, отсутствие полноценного горячего питания в школах, несформированность навыков здорового образа жизни.
Ключевым фактором, влияющим на качество физического развития школьников, определяющим нормальный рост и развитие ребенка, является питание. В настоящее время охват горячим питанием школьников области составляет 78% (69 тыс. учащихся).
Одной из проблем в организации питания школьников является несбалансированность рационов питания: по-прежнему на низком уровне остается потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как молоко и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, при избыточном потреблении мучных изделий и картофеля.
В рационах школьного питания мало используются продукты повышенной пищевой и биологической ценности (обогащённые в процессе их промышленного производства витаминно-минеральными смесями).
Слабо используется в организации школьного питания централизованное производство полуфабрикатов (овощных, мясных, рыбных) с применением современных технологий приготовления пищи, которые позволяют при сокращении времени приготовления блюд сохранять полезные питательные вещества, повышать культуру обслуживания и питания учащихся, организовать питание школьников при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Вследствие этого на протяжении нескольких лет среди школьников остаётся достаточно высоким уровень алиментарно-зависимых заболеваний, в частности таких, как болезни органов желудочно-кишечного тракта, эндокринные заболевания.
Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся.
Итоги диспансеризации по группам здоровья и структуре заболеваемости детей школьного возраста в Калужской области по сравнению с аналогичными показателями в Российской Федерации имеют следующие значения:
(в %%)
Наименование показателя | Калужская область | Российская Федерация | ||
2004 | 2005 | 2006 | 2006 | |
Удельный вес в общем объеме учащихся: | ||||
- по группам здоровья | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
1 группа (практически здоровые) | 22,3 | 27,9 | 23,7 | 33,9 |
2 группа (имеющие незначительные отклонения в здоровье) | 53,8 | 49,9 | 55,3 | 52,1 |
3 группа (имеющие хронические заболевания) | 22,4 | 20,9 | 20,1 | 16,1 |
4 группа (дети - инвалиды) | 1,5 | 1,3 | 0,9 | 1,1 |
- по структуре заболеваемости | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе болезни: | ||||
- органов дыхания | 49,0 | 41,4 | 43,5 | 38,2 |
- костно-мышечной системы | 14,9 | 14,8 | 14,7 | 12,5 |
- глаз | 9,2 | 9,2 | 8,7 | 10,1 |
- органов пищеварения | 7,5 | 6,6 | 6,3 | 4,7 |
- эндокринной системы | 5,4 | 4,8 | 4,5 | 10,0 |
- другие | 14 | 23,2 | 22,3 | 24,5 |
Справочно: общее количество учащихся в образовательных учреждениях Калужской области на 01.01.2007 составляет 89567 человек.
Таким образом, возникла необходимость в приобретении аппаратов для оснащения школьных медицинских кабинетов с целью профилактики заболеваний органов дыхания, болезней костно-мышечной системы, а также технологического оборудования для школьных столовых - с целью улучшения качества школьного питания и увеличения числа школьников, обеспеченных питанием.
Актуальным на протяжении последних лет остается вопрос о медицинском обслуживании в общеобразовательных учреждениях. При увеличении численности школ с развивающимися процессами компьютеризации, инновационной деятельности, увеличении учебной нагрузки, число работников среднего и высшего медицинского персонала в них не увеличивается. В настоящее время в школах области создано 184 медицинских кабинета, в которых работают 85 врачей и 186 медицинских сестёр. Всего в области 452 общеобразовательные школы, из них 250 - малокомплектных, медицинское обслуживание учащихся этих школ обеспечивают сельские фельдшерско-акушерские пункты.
По-прежнему недостаточной остается обеспеченность медицинских кабинетов специальным оборудованием и лекарственными препаратами, что исключает возможность получения медицинской помощи непосредственно в школе.
Не менее важным фактором, влияющим на ситуацию, является несформированность у детей и родителей ценностного отношения к собственному здоровью, навыков здорового питания. Низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях.
К сожалению, у большинства родителей отсутствуют элементарные навыки организации здорового питания детей.
Таким образом, проблема совершенствования питания и медицинского обеспечения учащихся является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует программно-целевого подхода, координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области по улучшению здоровья подрастающего поколения.