В структуре потребительского рынка области 76% занимает сектор розничной торговли, 22% - рынок платных услуг и 2% - сфера общественного питания.
В области сформировались два основных канала реализации потребительских товаров - торгующие организации и рынки. Основная часть оборота розничной торговли формируется торгующими организациями и предпринимателями, реализующими товары в стационарной торговой сети (89-90%).
Отмечается стабильность позиций малого бизнеса. Малые предприятия формируют 26% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка, - 33%.
Остается стабильной ситуация с удовлетворением платежеспособного спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, в области фактически нет товарного дефицита.
Сохраняется тенденция устойчивого роста торговли, поддерживаемая увеличением реальных денежных доходов населения, активностью банков на рынке потребительского кредитования, высоким уровнем потребительского спроса при усилении конкуренции со стороны импорта.
Реальный оборот розничной торговли в 2007 году оценивается в 118,2%, общественного питания - 113,6% к достигнутому уровню 2006 года. Предполагается, что в 2007 году на душу населения будет реализовано товаров и продукции услуг общественного питания в среднем в месяц на сумму 5,3 тыс. рублей.
Увеличение спроса, связанное с улучшением платежеспособности населения, позволяет прогнозировать в 2008 году дальнейший прирост объема оборота розничной торговли порядка 10,2%. К 2010 году ежемесячная продажа товаров и продукции общественного питания на душу населения возрастет до 8,3 тыс. рублей.
Наиболее быстрыми темпами в предстоящий период будет расти оборот розничной торговли в территориях с развитой торговой инфраструктурой (Калуга, Обнинск, Жуковский, Кировский, Людиновский районы).
Состояние потребительского рынка сохранится стабильным, с уровнем товарной насыщенности, соответствующим платежеспособному спросу населения области.
Продолжатся преобразования, направленные на повышение уровня торгового обслуживания населения, развитие материально-торговой базы. В связи с этим все больший объем товарооборота будет приходиться на организованные формы торговли - магазины, в том числе сетевого формата, супермаркеты, торговые комплексы и центры с широким ассортиментом товаров, гибкой ценовой политикой, высоким уровнем торговых технологий и оборудования.
Кроме этого, совершенствование розничной торговли будет ориентировано на расширение товарного ассортимента на имеющихся торговых предприятиях и увеличение объема продаж за счет привлечения потенциальных покупателей, предоставление выгодных условий для приобретения товаров (продажа товаров в кредит под сниженные проценты, сезонные распродажи товаров, накопительные скидки, гарантийное и постгарантийное обслуживание).
Продолжится проведение мероприятий по упорядочению торговли с учетом архитектурного окружения и норм градостроительства, упорядочению мелкорозничной (торговой) сети, что позволит повысить культуру и качество обслуживания населения.
Основными поставщиками платных услуг населению области (около 85% объема) являются крупные и средние организации различных форм собственности.
Доминирующая роль в структуре платных услуг принадлежит услугам жилищно-коммунального хозяйства (35,4% от общего объема), связи (23%), транспортным (10,6%) и бытовым (9,1%) услугам.
С увеличением реальных доходов населения при умеренном росте потребительских цен к концу 2007 года рост объема платных услуг в сопоставимой оценке составит 112,7% к уровню 2006 года, в 2008 году - 107% к оценке 2007 года.
В 2009-2010 годах объем платных услуг возрастет соответственно на 6,3% и 6,5%, а ежемесячный объем платных услуг на душу населения в 2010 году составит 2,3 тыс.рублей против 1,4 тыс.рублей в 2007 году.
Основные показатели социально-экономического развития Калужской области приводятся в приложении №1.