Действующий

Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" (с изменениями на 25 октября 2012 года)


Таблица 2

Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций области


Наименование/годы

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г.
в % к
2002 г.

Производство продукции    сельского хозяйства в  действующих  ценах,  млн.рублей                                

8459,9

9395,3

10565,0

12129,3

13361,5

157,9

Производство продукции    сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях в действующих  ценах,  млн. рублей                                

2828,3

3075,0

3598,4

4066,5

4520,4

159,8

Себестоимость реализованной продукции в сельскохозяйственных организациях - всего, млн. рублей                             

1773,9

2011,7

2518,3

2918,1

3839,4

216,4

Выручка от реализации сельхозпродукции в сельскохозяйственных организациях, млн. рублей         

1831,0

1852,6

2492,1

3162,1

4241,0

231,6

Расходы консолидированного бюджета Калужской области на сельскохозяйственное производство - всего, млн. рублей         

173,9

85,9

134,3

143,8

205,2

118,0

Финансовый результат от  хозяйственной деятельности (прибыль), млн. рублей   

-50,2

-183,4

-4,2

186,9

278

х

Рентабельность, %                     

-2,8

-9,1

-0,2

6,4

7

х



Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.

В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области кадрами массовых профессий в 2006 году составляла: операторы машинного доения коров - 90,7%, механизаторы - 77%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций области специалистами составила: агрономы - 70%, зооинженеры - 78%, ветврачи - 83%, инженеры - 80%, экономисты - 81%, бухгалтеры - 97%. За период с 2002 года по 2006 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 3 раза. В структуре кадров доля дипломированных руководителей и специалистов сельхозорганизаций с высшим профессиональным образованием в 2005 году составила 32,8% (по ЦФО - 33,1%), со средним профессиональным образованием - 55,5% (по ЦФО - 54,8%). Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий области руководителями и специалистами составляет 87% (по ЦФО - 80,9%). Осуществляемые меры государственной поддержки позволили в 2006 году увеличить на 22% количество молодых специалистов, пришедших работать в агропромышленный комплекс (далее - АПК) области, уменьшилась текучесть кадров массовых профессий, повысился их профессиональный уровень.

Производственный потенциал в сельскохозяйственных организациях сохраняет тенденцию к сокращению и устареванию. Основные фонды в сельском хозяйстве за период с 2001 по 2006 год сократились на 1395 млн. рублей или на 17%, степень их износа составляет 41%.

Большая часть сельскохозяйственной техники, имеющейся в распоряжении предприятий, является физически и морально устаревшей, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнологические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.

По состоянию на 1 января 2007 года сельхозорганизации Калужской области имели в наличии 3272 ед. тракторов (93% к 01.01.2006), 520 ед. зерноуборочных комбайнов (88%), 301 ед. кормоуборочных комбайнов (99,7%), 105 ед. картофелеуборочных комбайнов (89%). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2006 году составили: по тракторам - 6,5%, комбайнам зерноуборочным - 5,2%, комбайнам кормоуборочным - 9,5%.

Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 60% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.

Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.

Инвестиции в основной капитал (по виду экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) в расчете на 1 га пашни в 2005 году в Калужской области составили 946,4 рубля, в среднем по ЦФО - 1162 рубля, в среднем по РФ - 1204,7 рубля.

Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2005 году в расчете на 1 га пашни составили: в Калужской области - 288,3 рубля, в ЦФО - 265 рублей, в РФ - 377,3 рубля.

Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2002 году в расчете на 1 рубль валовой продукции сельского хозяйства в Калужской области составляли 0,021 рубля, в ЦФО - 0,020 рубля, в РФ - 0,031 рубля; в 2003 году в Калужской области, ЦФО, РФ соответственно - 0,009; 0,027; 0,032 рубля; в 2004 году - 0,013; 0,021; 0,033 рубля. В 2007 году Калужская область по этому показателю выйдет на уровень 2002 года - 0,019 рубля. Следует отметить, что ежегодный рост расходов консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства пока не позволяет обеспечить необходимые темпы прироста производства сельскохозяйственной продукции.

В Калужской области продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2006 году внесено 14 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2002 году - 18 кг). В 2006 году минеральные удобрения внесены на 24% посевных площадей, на 4% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование земель проводятся в области в минимальном объеме.

Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.

Посевные площади зерновых культур за период с 2001 по 2005 год сократились в Калужской области на 31,7%, в ЦФО - на 7,8%, в РФ - на 7,3%. Валовой сбор зерна за этот период в Калужской области снизился на 18,3%, в РФ - на 8,2%, в ЦФО вырос на 5,3%.

Поголовье крупного рогатого скота за период с 2001 по 2005 год в Калужской области сократилось на 31,8%, в ЦФО - на 31,0%, в РФ - на 20,9%.

Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в Калужской области снизилось за указанный период на 8%, в ЦФО и РФ выросло на 15,6% и 10,4% соответственно.

Производство молока за период с 2001 по 2005 год в Калужской области сократилось на 19,3%, в ЦФО - на 15,6%, в РФ - на 5,3%.

Сокращение производства сельскохозяйственной продукции является одной из причин низкого уровня потребления основных продуктов питания населением Калужской области.

Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения (кг/год) составило в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно за 1995 год - 59, 59, 55; за 2000 год - 43, 50, 45; за 2005 год - 52, 60, 55.

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ составило соответственно за 1995 год - 274, 270, 254; за 2000 год - 205, 221, 215; за 2005 год - 212, 227, 235.

Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно составило за 1995 год -119, 120, 122; за 2000 год - 104, 113, 117; за 2005 год - 105, 117, 121.

Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, клубов и домов культуры, больниц и медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.

Основная часть сельского жилого фонда области в настоящее время не имеет коммунальных удобств: обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составляет 36,2 %, уровень газификации на селе - 33 %, что ниже средних показателей по России. Обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составила в 2003 году в Калужской области 35,2%, в РФ - 41%; в 2004 году - 35,2% и 42% соответственно; в 2005 году - 36% и 43% соответственно. Уровень газификации домов (квартир) на селе сетевым газом в 2003 году в Калужской области составил 28,8%, в РФ - 30%; в 2004 году - 30,2% и 32% соответственно; в 2005 году - 31,6% и 36,6% соответственно.

Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций. Направления и формы государственной поддержки и стимулирования развития сельскохозяйственного производства определены в Федеральных законах: "О развитии сельского хозяйства", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве", "О зерне".

В целях создания условий и механизма реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 июля 2007 года № 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы развития сельского хозяйства.