Действующий

Об областной целевой программе «Пожарная безопасность в Калужской области на 2008-2012 годы» (с изменениями на 28 октября 2011 года)

Динамика показателей, характеризующих обстановку пожарной безопасности в Калужской области


Наименование
показателя

Калужская область

2004 год

2005 год

2006 год

Снижение  числа  пожаров, единиц

1552

1527

1497

Снижение числа погибших при пожарах, человек

199

196

190

Снижение  числа пострадавших при пожарах, человек

96

90

80

Расчетные потери от пожаров на одного человека, тыс. рублей

36,2

49,6

44,1

Средний ущерб от одного пожара, тыс. рублей

24, 47

34, 07

30, 92

Снижение материальных потерь при пожарах, тыс. рублей

215 926,0

302 420,0

205 956,0



На вооружении противопожарной службы, дислоцированной на территории города Калуги, имеется только один специальный пожарный автомобиль (автолестница АЛ-50), который размещен в пожарной части № 1 (ул. Тульская 130). В настоящее время в городе Калуге возводится, а также планируется размещение ряда высотных (от 12-ти этажей и более) жилых и общественных зданий, которые не попадают в зону обслуживания данной пожарной части (микрорайоны «Байконур» и «Тайфун»).

Время реагирования на пожары в высотных зданиях имеет первостепенное значение и расстояние от объектов до пожарных подразделений, оснащенных специальной техникой, не должно превышать 3 км.

Также на территории Калужской области осуществляется и планируется строительство промышленных объектов на крупных промышленных площадках:

- индустриальный парк «Ворсино» в Боровском районе;

- муниципальная промышленная зона города Обнинска;

- технопарк «Грабцево» в Ферзиковском районе.

Территория индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе расположена на расстоянии более 12 км до близ лежащей пожарной части №11. Принимая во внимание пожароопасность промышленных предприятий, время реагирования на пожар не должно превышать 5 минут. Решением данной проблемы может служить строительство на территории индустриального парка «Ворсино» пожарного депо и создание пожарной части.

Подобная проблема возникла при строительстве объектов муниципальной промышленной зоны города Обнинска, которая расположена на расстоянии более 5 км до существующей пожарной части №60 города Обнинска, и технопарка «Грабцево», который расположен на расстоянии более 8 км до пожарной части № 9 города Калуги.

Вызывает также озабоченность противопожарное состояние учреждений здравоохранения и объектов социального обслуживания области. Техническими средствами автоматического пожаротушения оснащены 39% учреждений, обеспечение средствами индивидуальной защиты составляет 63%, многие учреждения размещены в зданиях, имеющих деревянные конструкции на путях эвакуации людей. Подавляющее большинство центральных районных больниц и муниципальных учреждений социальной защиты не оборудованы пожарной сигнализацией или за давностью лет она достигла критического износа.

Путем перераспределения бюджетных и собственных средств только учреждений здравоохранения и социального обслуживания области самостоятельно не решить задачу по обеспечению пожарной безопасности объектов. Необходимо финансирование данных мероприятий из средств областного и местных бюджетов.

Статистические данные подтверждают, что подразделения пожарной охраны, имеющие в своем составе газодымозащитную службу, добиваются более высоких показателей при ликвидации пожаров, нежели подразделения, в которых данная служба отсутствует. Высокая эффективность деятельности газодымозащитной службы является одним из факторов, влияющих на успешное проведение спасательных работ на пожаре, снижение масштабов развития пожаров и ущерба от них, обеспечение безопасных условий труда пожарных и спасателей.

Гарнизон пожарной охраны Главного управления МЧС России по Калужской области имеет газодымозащитные службы в 23 из 50 подразделений, дислоцируемых в 10 местных гарнизонах области. Из 24 районов области в 17 отсутствует газодымозащитная служба, что в значительной мере снижает эффективность боевых действий подразделений, затрудняет проведение спасательных работ, увеличивает время тушения пожаров, а следовательно, возрастает материальный ущерб от пожаров. Штатная численность газодымозащитников на 1 января 2007 года составляет 555 человек, у которых на вооружении состоит 353 дыхательных аппарата со сжатым воздухом.

Анализ применения газодымозащитной службы при тушении пожаров показывает снижение людских и материальных потерь, времени тушения в среднем на 27 %, а также снижение материальных затрат связанных с организацией тушения пожара. На эффективность деятельности газодымозащитной службы также оказывает влияние совершенствование системы подготовки газодымозащитников, создание и внедрение новых видов оборудования. В настоящее время в подразделениях пожарной охраны сложилась крайне тяжёлая обстановка с эксплуатацией средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Имеющиеся на вооружении воздушные аппараты защиты органов дыхания сняты с производства, в виду чего остро стоит вопрос с приобретением запасных частей к данным аппаратам, что затрудняет проведение технического обслуживания и ремонта данных аппаратов, направленного на эффективное использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Учитывая, что данные аппараты эксплуатируются свыше нормативного срока более чем в два раза, а так же в связи с отсутствием запасных частей они требуют замены, как негодные к боевому использованию и морально устаревшие.

Наряду с необходимостью их замены встаёт вопрос об оборудовании постов газодымозащитной службы соответствующим компрессорным оборудованием для заправки средств индивидуальной защиты органов дыхания. Имеющиеся компрессоры, находящиеся в эксплуатации более 12 лет, не обеспечивают необходимое минимальное давление воздуха в аппаратах при их постановке в боевой расчёт. Если данный вопрос не решить в ближайшее время, то это приведёт к тому, что через 1,5-2 года газодымозащитная служба в подразделениях области не сможет эффективно действовать.

Также следует отметить, что время прибытия подразделений пожарной охраны к месту пожара, чрезвычайной ситуации и оперативность принятия мер по ее ликвидации, напрямую зависит от оснащенности подразделений Государственного казенного учреждения Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" специализированной пожарной и оперативной техникой (в редакции Закона Калужской области от 28 октября 2011 года N 209-ОЗ).

Вместе с тем с каждым годом состояние техники ухудшается, значительно увеличиваются расходы на её содержание, обслуживание и ремонт. Данное положение неизбежно приводит к ситуации, когда пожарная техника может отказать в самый ответственный момент, что приведет к гибели людей и значительным материальным потерям.

Складывается ситуация, при которой личный состав подразделений вынужден сокращать время для профессиональной подготовки, отработки приемов выполнения аварийно-спасательных работ, и обязан заниматься восстановлением автомобильной и пожарной техники.

Основополагающими критериями спасения людей, успешного тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и их готовность выполнить первоочередные задачи по спасению людей и тушению пожаров в течение 5-10 минут с момента получения сообщения о пожаре, для чего необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.

Успешное комплексное решение задач возможно лишь с использованием программно-целевого метода, реализующего системный подход.