Динамика показателей, характеризующих обстановку пожарной безопасности в Калужской области
Наименование | Калужская область | |||||
2004 год | 2005 год | 2006 год | ||||
Снижение числа пожаров, единиц | 1552 | 1527 | 1497 | |||
Снижение числа погибших при пожарах, человек | 199 | 196 | 190 | |||
Снижение числа пострадавших при пожарах, человек | 96 | 90 | 80 | |||
Расчетные потери от пожаров на одного человека, тыс. рублей | 36,2 | 49,6 | 44,1 | |||
Средний ущерб от одного пожара, тыс. рублей | 24, 47 | 34, 07 | 30, 92 | |||
Снижение материальных потерь при пожарах, тыс. рублей | 215 926,0 | 302 420,0 | 205 956,0 |
На вооружении противопожарной службы, дислоцированной на территории города Калуги, имеется только один специальный пожарный автомобиль (автолестница АЛ-50), который размещен в пожарной части № 1 (ул. Тульская 130). В настоящее время в городе Калуге возводится, а также планируется размещение ряда высотных (от 12-ти этажей и более) жилых и общественных зданий, которые не попадают в зону обслуживания данной пожарной части (микрорайоны «Байконур» и «Тайфун»).
Время реагирования на пожары в высотных зданиях имеет первостепенное значение и расстояние от объектов до пожарных подразделений, оснащенных специальной техникой, не должно превышать 3 км.
Также на территории Калужской области осуществляется и планируется строительство промышленных объектов на крупных промышленных площадках:
- индустриальный парк «Ворсино» в Боровском районе;
- муниципальная промышленная зона города Обнинска;
- технопарк «Грабцево» в Ферзиковском районе.
Территория индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе расположена на расстоянии более 12 км до близ лежащей пожарной части №11. Принимая во внимание пожароопасность промышленных предприятий, время реагирования на пожар не должно превышать 5 минут. Решением данной проблемы может служить строительство на территории индустриального парка «Ворсино» пожарного депо и создание пожарной части.
Подобная проблема возникла при строительстве объектов муниципальной промышленной зоны города Обнинска, которая расположена на расстоянии более 5 км до существующей пожарной части №60 города Обнинска, и технопарка «Грабцево», который расположен на расстоянии более 8 км до пожарной части № 9 города Калуги.
Вызывает также озабоченность противопожарное состояние учреждений здравоохранения и объектов социального обслуживания области. Техническими средствами автоматического пожаротушения оснащены 39% учреждений, обеспечение средствами индивидуальной защиты составляет 63%, многие учреждения размещены в зданиях, имеющих деревянные конструкции на путях эвакуации людей. Подавляющее большинство центральных районных больниц и муниципальных учреждений социальной защиты не оборудованы пожарной сигнализацией или за давностью лет она достигла критического износа.
Путем перераспределения бюджетных и собственных средств только учреждений здравоохранения и социального обслуживания области самостоятельно не решить задачу по обеспечению пожарной безопасности объектов. Необходимо финансирование данных мероприятий из средств областного и местных бюджетов.
Статистические данные подтверждают, что подразделения пожарной охраны, имеющие в своем составе газодымозащитную службу, добиваются более высоких показателей при ликвидации пожаров, нежели подразделения, в которых данная служба отсутствует. Высокая эффективность деятельности газодымозащитной службы является одним из факторов, влияющих на успешное проведение спасательных работ на пожаре, снижение масштабов развития пожаров и ущерба от них, обеспечение безопасных условий труда пожарных и спасателей.
Гарнизон пожарной охраны Главного управления МЧС России по Калужской области имеет газодымозащитные службы в 23 из 50 подразделений, дислоцируемых в 10 местных гарнизонах области. Из 24 районов области в 17 отсутствует газодымозащитная служба, что в значительной мере снижает эффективность боевых действий подразделений, затрудняет проведение спасательных работ, увеличивает время тушения пожаров, а следовательно, возрастает материальный ущерб от пожаров. Штатная численность газодымозащитников на 1 января 2007 года составляет 555 человек, у которых на вооружении состоит 353 дыхательных аппарата со сжатым воздухом.
Анализ применения газодымозащитной службы при тушении пожаров показывает снижение людских и материальных потерь, времени тушения в среднем на 27 %, а также снижение материальных затрат связанных с организацией тушения пожара. На эффективность деятельности газодымозащитной службы также оказывает влияние совершенствование системы подготовки газодымозащитников, создание и внедрение новых видов оборудования. В настоящее время в подразделениях пожарной охраны сложилась крайне тяжёлая обстановка с эксплуатацией средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Имеющиеся на вооружении воздушные аппараты защиты органов дыхания сняты с производства, в виду чего остро стоит вопрос с приобретением запасных частей к данным аппаратам, что затрудняет проведение технического обслуживания и ремонта данных аппаратов, направленного на эффективное использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Учитывая, что данные аппараты эксплуатируются свыше нормативного срока более чем в два раза, а так же в связи с отсутствием запасных частей они требуют замены, как негодные к боевому использованию и морально устаревшие.
Наряду с необходимостью их замены встаёт вопрос об оборудовании постов газодымозащитной службы соответствующим компрессорным оборудованием для заправки средств индивидуальной защиты органов дыхания. Имеющиеся компрессоры, находящиеся в эксплуатации более 12 лет, не обеспечивают необходимое минимальное давление воздуха в аппаратах при их постановке в боевой расчёт. Если данный вопрос не решить в ближайшее время, то это приведёт к тому, что через 1,5-2 года газодымозащитная служба в подразделениях области не сможет эффективно действовать.
Также следует отметить, что время прибытия подразделений пожарной охраны к месту пожара, чрезвычайной ситуации и оперативность принятия мер по ее ликвидации, напрямую зависит от оснащенности подразделений Государственного казенного учреждения Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" специализированной пожарной и оперативной техникой (в редакции Закона Калужской области от 28 октября 2011 года N 209-ОЗ).
Вместе с тем с каждым годом состояние техники ухудшается, значительно увеличиваются расходы на её содержание, обслуживание и ремонт. Данное положение неизбежно приводит к ситуации, когда пожарная техника может отказать в самый ответственный момент, что приведет к гибели людей и значительным материальным потерям.
Складывается ситуация, при которой личный состав подразделений вынужден сокращать время для профессиональной подготовки, отработки приемов выполнения аварийно-спасательных работ, и обязан заниматься восстановлением автомобильной и пожарной техники.
Основополагающими критериями спасения людей, успешного тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и их готовность выполнить первоочередные задачи по спасению людей и тушению пожаров в течение 5-10 минут с момента получения сообщения о пожаре, для чего необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.
Успешное комплексное решение задач возможно лишь с использованием программно-целевого метода, реализующего системный подход.