1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие как в целом по России, так и на территории Калужской области приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Ежегодно на улично-дорожной сети Калужской области совершается около двух тысяч ДТП, в которых погибает более трехсот и получают травмы различной степени тяжести около двух с половиной тысяч человек.
Около 60 процентов погибших - люди в возрасте от 16 до 40 лет, каждый год погибает более десяти детей и свыше двухсот детей получают травмы. В результате обществу наносится невосполнимый ущерб.
В 2005 году на дорогах области зарегистрировано 1829 ДТП, в которых погибли 325 и получили ранения 2404 человека. По сравнению с 1997 годом количество ДТП увеличилось почти в 2 раза, число погибших в них людей возросло на 23%, получивших ранения - на 52%.
За последние 10 лет в Калужской области в ДТП погибли более 3-х тысяч человек, около 17 тысяч получили ранения. Кроме того, совершено более 100 тысяч ДТП с материальным ущербом.
Основными видами ДТП являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.
Снижение уровня безопасности участников дорожного движения на автомобильных дорогах в последнее время объясняется рядом факторов, а именно:
- массовое пренебрежение требованиями норм безопасности дорожного движения его участниками, особенно водителями транспорта, принадлежащего физическим лицам, и пешеходами;
- недостаточная подготовка водителей в учебных организациях. Водителями со стажем до одного года в 2005 году совершено 132 ДТП (удельный вес - 7%), до трех лет - 358 ДТП (удельный вес - 20%);
- отсутствие должной ответственности у руководителей транспортного комплекса всех уровней. В большинстве автотранспортных предприятий ликвидированы службы безопасности дорожного движения;
- недостаточное финансирование информационной поддержки и понимание со стороны общества мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
- недостаточное материально-техническое оснащение дорожно-патрульной службы. Оснащенность специальными техническими средствами, необходимыми для выполнения контрольно-надзорной деятельности, средствами индивидуальной защиты составляет менее 60% от норм положенности, патрульным автотранспортом - менее 75%;
- увеличение автопарка транспортных средств. На территории области на сегодняшний день зарегистрировано 226 тысяч транспортных средств, из них свыше 80% находится в собственности физических лиц. Практически половина транспорта (более 95 тысяч) находится в областном центре, более 25 тысяч - в г. Обнинске. За последнее десятилетие количество транспорта области увеличилось более чем на 32 тысячи единиц, или на 17%. Уровень автомобилизации населения в области составляет 160 машин на тысячу жителей (в среднем по России - 180);
- недостаточные объемы и темпы строительства и реконструирования дорог;
- слабое финансирование монтажно-эксплуатационных служб, что привело к значительному ухудшению условий дорожного движения.
В связи с ежегодным ростом числа участников дорожного движения, высоким уровнем ДТП особое значение приобретает осуществление мер по оказанию помощи со стороны государственных органов власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и других заинтересованных ведомств в деле организации и совершенствования системы безопасности дорожного движения.
В сложившейся ситуации организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма требует программно-целевого подхода и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность по сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения, подрастающего поколения и обеспечению национальной безопасности страны.
Программа разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 года.
Программа определяет цели и основные направления деятельности по повышению безопасности дорожного движения в Калужской области и обеспечивает преемственность с основными направлениями и мероприятиями федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".