ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 декабря 2006 года N 262-ОЗ


Об областной целевой программе "Семья и дети (2007-2009 годы)"

(с изменениями на 25 сентября 2008 года)

________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 1 июля 2008 года N 450-ОЗ;
Законом Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ.
________________________________

     

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 23 ноября 2006 года N 547

     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Семья и дети (2007-2009 годы)" (прилагается).

     Статья 2


Финансирование мероприятий данной программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

г. Калуга

8 декабря 2006 г.

N 262-ОЗ


Приложение
к Закону Калужской области
от 8 декабря 2006 года N 262-ОЗ

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Семья и дети (2007-2009 годы)"

     

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом



Положение семьи и детей в Калужской области в целом отражает ситуацию, сложившуюся в современной России, именно поэтому государственная социальная политика в регионе становится все более ориентированной на заботу о благополучии семьи и детей.

Анализ положения семьи и детей позволил выявить наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются семьи Калужской области: детская безнадзорность, социальное сиротство, семейное неблагополучие, что влияет на ухудшение демографической ситуации в области.

На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.2006 состоят около 15 тысяч неполных семей, в которых проживают 18,2 тыс. детей (в том числе 8,8 тыс. семей одиноких матерей, воспитывающих более 10,0 тыс. детей); в 2,7 тыс. семей воспитываются 3 тыс. детей-инвалидов; в 4,2 тыс. многодетных семей воспитываются 14,2 тыс. детей; на особом контроле находятся 3 тыс. семей в социально опасном положении, в которых проживают 5,6 тыс. детей.

Основной причиной сокращения численности, как и в предыдущие годы, является естественная убыль населения: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Вместе с тем наблюдается некоторый рост рождаемости (2003 год - 9050, 2004 год - 9449, 2005 год - 9004). Однако, учитывая репродуктивные планы молодых семей, в настоящее время ориентированных на рождение одного, реже двух детей, этого будет недостаточно для восполнения числа умерших. Кроме того, кризис семейных ценностей приводит к распаду семей: в 2005 году на 7544 брака приходилось 4492 развода, в 2004 году - 4807 разводов на 6876 браков, в 2003 году - 4802 развода на 6115 браков.

Программный подход позволит решить вопросы организации своевременного воздействия на семью и ее окружение в целях профилактики развития негативных явлений в семье в целях обеспечения выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.

Эти задачи в Калужской области целенаправленно решаются в рамках реализации областных целевых программ, направленных на улучшение положения семьи и детей. С 1994 года - программа "Детство", с 2000 года получила название "Семья и дети". С 2004 года в области также реализуется программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Благодаря реализации данных областных целевых программ сделан серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей, конкретной судьбы каждого ребенка: произошли конкретные позитивные изменения в следующих направлениях: создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечивающая прием всех выявляемых безнадзорных детей, организована доставка самовольно ушедших детей и подростков к местам их постоянного проживания, внедряются новые формы реабилитационной работы с данной категорией детей. Наблюдается также снижение численности детей-инвалидов, в то же время расширен спектр оказываемых им реабилитационных услуг. Приняты дополнительные меры, направленные на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, поощрение многодетных родителей за достойное воспитание детей, выплачиваются областные стипендии одаренным учащимся и юным спортсменам из социально уязвимых категорий семей, а также детям-сиротам. За счет средств областных целевых программ семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают своевременную адресную социальную, в том числе материальную, поддержку.

За годы реализации областной целевой программы "Семья и дети (2004-2006 годы)" доля безнадзорных детей от числа детского населения снизилась с 4,5% в 2004 году до 3,3% в 2005 году, по итогам 2006 года прогнозируется снижение до 2,9%. Количество детей-инвалидов уменьшилось с 3625 человек на начало 2004 года до 3054 человек в 2005 году, в 2006 году прогнозируется дальнейшее снижение количества детей-инвалидов. Вместе с тем благодаря деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей ежегодно увеличивается количество оказанных семьям и детям социальных услуг (социально-экономических, социально-медицинских, социально-правовых, социально-бытовых, социально-психологических и прочих): так, в 2004 году оказана 151 тыс. услуг, в 2005 году - 680 тыс. услуг. В 2004 году обслужено более 50 тыс. человек, в 2005 году - более 113 тыс. человек.

Тем не менее еще остался ряд проблем, на решение которых направлены мероприятия областной целевой программы "Семья и дети (2007-2009 годы)".

В связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. Рост внебрачной рождаемости и постоянное увеличение случаев расторжения брака говорит о необходимости укрепления института семьи.

В 2007-2009 годах планируется дальнейшее расширение сети учреждений, занимающихся профилактикой детской безнадзорности, внедрение на их базе инновационных технологий реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проведение совместных рейдов по своевременному выявлению безнадзорных детей, определению причин неблагополучия для принятия в дальнейшем адекватных мер по их социальной реабилитации.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации особо отмечено, что для решения демографической проблемы необходимо принятие эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.

Реализация программы будет способствовать созданию условий для преодоления демографического кризиса и укрепления института семьи, повышения ее общественною авторитета и социального статуса, позволит увеличить объемы и виды помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повысить уровень и качество предоставляемых услуг, улучшить условия для воспитания детей, организации детскою и семейного досуга и творчества, профилактики и преодоления детского безнадзорности и социального сиротства, улучшить социальную реабилитацию детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении.

2. Основные цели и задачи программы


Цели программы:

- укрепление социальной значимости семьи как основного института общества;

- совершенствование системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия:

- повышение престижа и усиление социальной поддержки многодетных семей;

- формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество;

- повышение эффективности работы сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и качества предоставляемых услуг.

Задачи программы:

- оказание семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различных видов социальной поддержки, в том числе адресной материальной помощи и социальных услуг;

- развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание оптимальных условий для комплексной реабилитации несовершеннолетних;

- проведение социально значимых мероприятий, направленных на укрепление семьи, нравственное и духовное воспитание детей, сохранение семейных ценностей и традиций;

- усиление социальной поддержки творчески одаренных детей;

- повышение эффективности системы поддержки многодетных семей;

- внедрение инновационных технологий и методик работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;

- внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- научно-методическое, информационное обеспечение деятельности учреждений социальной помощи семье и детям.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы:

- доля безнадзорных детей от общего числа детского населения;

- доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (к общему числу безнадзорных и беспризорных);

- количество социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- количество семей и детей, получивших поддержку в рамках акций "Школьник", "Малыш", мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери и других, а также адресную материальную помощь;

- количество многодетных родителей, получивших поощрение за достойное воспитание детей:

- количество семей с детьми-инвалидами и многодетных семей, получивших социально-экономическую поддержку;

- доля семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами);

- количество специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших профессиональный уровень по проблемам социальной поддержки семьи;

- количество подготовленных методических пособий, информационных буклетов, видеоматериалов по проблемам семьи и детства.

3. Сроки и этапы реализации программы


2007-2009 годы.

4. Система основных мероприятий программы


Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (прилагается).

5. Ресурсное обеспечение программы


Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем инвестиций и других расходов на осуществление мероприятий программы ежегодно уточняется при утверждении областного бюджета.

Источник финансирования   

2007

2008

2009

ИТОГО

Областной бюджет (тыс. руб.)

5904,0

5859,0

6009,0

17772,0


(абзац исключен на основани Закона Калужской области от 1 июля 2008 года N 450-ОЗ)


Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации программы приведены в таблице.

Наименование рисков

Анализ причин
его возникновения

Механизмы минимизации

1. Риски сознательного или
вынужденного невыполнения
субподрядчиком/поставщиком
обязательств              

Непрофессионализм или     
недобросовестность        
субподрядчика/поставщика,
их неустойчивое финансовое
положение и др.           

Проводить тщательный отбор  
участников Программы на     
этапе конкурсных процедур.  
Предусмотреть в контрактах с
субподрядчиком/поставщиком  
штрафные санкции за         
нарушение им своих          
обязательств                

2. Риски низкого качества работ

Недостаточный уровень     
квалификации и ошибки при
проектировании, нарушение
обязательств              
субподрядчиком/поставщиком
и др.                     

Предусмотреть при заключении договоров возможность оперативной   
замены субподрядчика/поставщика в  
случае нарушения им обязательств или в случае появления существенных  
признаков возможности возникновения такого нарушения          

3. Риск отсутствия средств областного бюджета для реализации программы                

Возникновению рисков      
отсутствия средств        
способствуют: инфляция;   
дефицит бюджетных средств

Проработка сценариев действий в случае неблагоприятных ситуаций:   
определение приоритетных    
мероприятий с точки зрения  
максимального соответствия  
индикаторам, заложенным в   
программе; привлечение дополнительных ресурсов из иных источников, не запрещенных                 
законодательством           

     

6. Механизм реализации программы


Выполнение мероприятий программы организуется министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.

(в редакции Закона Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ)

В ходе реализации программы министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области:

(в редакции Закона Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ)      

- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;

- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию программы средств распределяет их по программным мероприятиям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»