(с изменениями на 25 сентября 2008 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 1 июля 2008 года N 450-ОЗ;
Законом Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ.
________________________________
Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 23 ноября 2006 года N 547
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Семья и дети (2007-2009 годы)" (прилагается).
Статья 2
Финансирование мероприятий данной программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г. Калуга
8 декабря 2006 г.
N 262-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 8 декабря 2006 года N 262-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Семья и дети (2007-2009 годы)"
Положение семьи и детей в Калужской области в целом отражает ситуацию, сложившуюся в современной России, именно поэтому государственная социальная политика в регионе становится все более ориентированной на заботу о благополучии семьи и детей.
Анализ положения семьи и детей позволил выявить наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются семьи Калужской области: детская безнадзорность, социальное сиротство, семейное неблагополучие, что влияет на ухудшение демографической ситуации в области.
На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.2006 состоят около 15 тысяч неполных семей, в которых проживают 18,2 тыс. детей (в том числе 8,8 тыс. семей одиноких матерей, воспитывающих более 10,0 тыс. детей); в 2,7 тыс. семей воспитываются 3 тыс. детей-инвалидов; в 4,2 тыс. многодетных семей воспитываются 14,2 тыс. детей; на особом контроле находятся 3 тыс. семей в социально опасном положении, в которых проживают 5,6 тыс. детей.
Основной причиной сокращения численности, как и в предыдущие годы, является естественная убыль населения: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Вместе с тем наблюдается некоторый рост рождаемости (2003 год - 9050, 2004 год - 9449, 2005 год - 9004). Однако, учитывая репродуктивные планы молодых семей, в настоящее время ориентированных на рождение одного, реже двух детей, этого будет недостаточно для восполнения числа умерших. Кроме того, кризис семейных ценностей приводит к распаду семей: в 2005 году на 7544 брака приходилось 4492 развода, в 2004 году - 4807 разводов на 6876 браков, в 2003 году - 4802 развода на 6115 браков.
Программный подход позволит решить вопросы организации своевременного воздействия на семью и ее окружение в целях профилактики развития негативных явлений в семье в целях обеспечения выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального, духовного и социального развития.
Эти задачи в Калужской области целенаправленно решаются в рамках реализации областных целевых программ, направленных на улучшение положения семьи и детей. С 1994 года - программа "Детство", с 2000 года получила название "Семья и дети". С 2004 года в области также реализуется программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Благодаря реализации данных областных целевых программ сделан серьезный шаг на пути преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей, конкретной судьбы каждого ребенка: произошли конкретные позитивные изменения в следующих направлениях: создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечивающая прием всех выявляемых безнадзорных детей, организована доставка самовольно ушедших детей и подростков к местам их постоянного проживания, внедряются новые формы реабилитационной работы с данной категорией детей. Наблюдается также снижение численности детей-инвалидов, в то же время расширен спектр оказываемых им реабилитационных услуг. Приняты дополнительные меры, направленные на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, поощрение многодетных родителей за достойное воспитание детей, выплачиваются областные стипендии одаренным учащимся и юным спортсменам из социально уязвимых категорий семей, а также детям-сиротам. За счет средств областных целевых программ семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают своевременную адресную социальную, в том числе материальную, поддержку.
За годы реализации областной целевой программы "Семья и дети (2004-2006 годы)" доля безнадзорных детей от числа детского населения снизилась с 4,5% в 2004 году до 3,3% в 2005 году, по итогам 2006 года прогнозируется снижение до 2,9%. Количество детей-инвалидов уменьшилось с 3625 человек на начало 2004 года до 3054 человек в 2005 году, в 2006 году прогнозируется дальнейшее снижение количества детей-инвалидов. Вместе с тем благодаря деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей ежегодно увеличивается количество оказанных семьям и детям социальных услуг (социально-экономических, социально-медицинских, социально-правовых, социально-бытовых, социально-психологических и прочих): так, в 2004 году оказана 151 тыс. услуг, в 2005 году - 680 тыс. услуг. В 2004 году обслужено более 50 тыс. человек, в 2005 году - более 113 тыс. человек.
Тем не менее еще остался ряд проблем, на решение которых направлены мероприятия областной целевой программы "Семья и дети (2007-2009 годы)".
В связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. Рост внебрачной рождаемости и постоянное увеличение случаев расторжения брака говорит о необходимости укрепления института семьи.
В 2007-2009 годах планируется дальнейшее расширение сети учреждений, занимающихся профилактикой детской безнадзорности, внедрение на их базе инновационных технологий реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проведение совместных рейдов по своевременному выявлению безнадзорных детей, определению причин неблагополучия для принятия в дальнейшем адекватных мер по их социальной реабилитации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации особо отмечено, что для решения демографической проблемы необходимо принятие эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.
Реализация программы будет способствовать созданию условий для преодоления демографического кризиса и укрепления института семьи, повышения ее общественною авторитета и социального статуса, позволит увеличить объемы и виды помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повысить уровень и качество предоставляемых услуг, улучшить условия для воспитания детей, организации детскою и семейного досуга и творчества, профилактики и преодоления детского безнадзорности и социального сиротства, улучшить социальную реабилитацию детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении.
Цели программы:
- укрепление социальной значимости семьи как основного института общества;
- совершенствование системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия:
- повышение престижа и усиление социальной поддержки многодетных семей;
- формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество;
- повышение эффективности работы сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и качества предоставляемых услуг.
Задачи программы:
- оказание семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различных видов социальной поддержки, в том числе адресной материальной помощи и социальных услуг;
- развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание оптимальных условий для комплексной реабилитации несовершеннолетних;
- проведение социально значимых мероприятий, направленных на укрепление семьи, нравственное и духовное воспитание детей, сохранение семейных ценностей и традиций;
- усиление социальной поддержки творчески одаренных детей;
- повышение эффективности системы поддержки многодетных семей;
- внедрение инновационных технологий и методик работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;
- внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- научно-методическое, информационное обеспечение деятельности учреждений социальной помощи семье и детям.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы:
- доля безнадзорных детей от общего числа детского населения;
- доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (к общему числу безнадзорных и беспризорных);
- количество социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- количество семей и детей, получивших поддержку в рамках акций "Школьник", "Малыш", мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери и других, а также адресную материальную помощь;
- количество многодетных родителей, получивших поощрение за достойное воспитание детей:
- количество семей с детьми-инвалидами и многодетных семей, получивших социально-экономическую поддержку;
- доля семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами);
- количество специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших профессиональный уровень по проблемам социальной поддержки семьи;
- количество подготовленных методических пособий, информационных буклетов, видеоматериалов по проблемам семьи и детства.
2007-2009 годы.
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (прилагается).
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем инвестиций и других расходов на осуществление мероприятий программы ежегодно уточняется при утверждении областного бюджета.
Источник финансирования | 2007 | 2008 | 2009 | ИТОГО |
Областной бюджет (тыс. руб.) | 5904,0 | 5859,0 | 6009,0 | 17772,0 |
(абзац исключен на основани Закона Калужской области от 1 июля 2008 года N 450-ОЗ)
Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации программы приведены в таблице.
Наименование рисков | Анализ причин | Механизмы минимизации |
1. Риски сознательного или | Непрофессионализм или | Проводить тщательный отбор |
2. Риски низкого качества работ | Недостаточный уровень | Предусмотреть при заключении договоров возможность оперативной |
3. Риск отсутствия средств областного бюджета для реализации программы | Возникновению рисков | Проработка сценариев действий в случае неблагоприятных ситуаций: |
Выполнение мероприятий программы организуется министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
(в редакции Закона Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ)
В ходе реализации программы министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области:
(в редакции Закона Калужской области от 25 сентября 2008 года N 456-ОЗ)
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию программы средств распределяет их по программным мероприятиям;