Приложение N 2
к областной целевой программе
"Доступное жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы
ПОДПРОГРАММА
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и техническая
реновация жилищного фонда" областной целевой программы "Доступное
жилье в Калужской области" на 2006-2010 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Калужской области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60 процентов. В целом по Калужской области (по состоянию на 1 января 2006 г.) износ котельных составлял 67%, сетей водопровода - 51%, сетей канализации - 56%, тепловых сетей - 68%, электрических сетей - 69%, водопроводных насосных станций - 63%, канализационных насосных станций -35%, очистных сооружений водопровода - 54%, очистных сооружений канализации - 50%, трансформаторных подстанций - 70%.
По данным ООО "Калужский областной водоканал", общий износ сетей водопровода, эксплуатируемых организациями, составляет 83,0%, канализационных сетей - 78%, канализационных насосных станций - 75%.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным потребностям в них. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Износ тепловых сетей составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий за последние 10 лет выросло примерно в 5 раз, потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Сложившаяся ситуация в подавляющем большинстве случаев вынуждает вновь строящиеся и реконструируемые котельные "привязывать" к существующим изношенным тепловым сетям.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 25% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения Калужской области питьевой водой нормативного качества. Поверхностные воды отличаются высокой степенью загрязнения. Уровень микробиологических загрязнений достигает величин, превышающих значение ПДК. В настоящее время технология водоподготовки на действующих водоочистных сооружениях не всегда может обеспечивать требуемое качество питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 50% перегружены, 38% эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения Калужской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
уменьшить объемы ветхого и аварийного жилищного фонда;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 150 млрд. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Поэтому подпрограмма направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса, обеспечивающей привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время около 4,0% населения Калужской области проживает в ветхих и аварийных домах. В целом по области по официальным данным общая площадь таких домов по состоянию на начало 2005 года составляет 1528,9 тыс. кв. метров, что составляет 6,6% от общей площади жилищного фонда области.
Одной из критических проблем жилищного хозяйства является также необходимость реконструкции жилой застройки, в первую очередь жилых домов первых массовых серий, физический и в большей мере моральный износ которых требует их реконструкции в ближайшие 5-10 лет во избежание полного выбытия этой части жилищного фонда.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;