Принят
Законодательным Собранием
30 марта 2006 года
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Дополнительное медицинское обеспечение и социальная поддержка населения Калужской области, пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, на 2006-2007 годы" (прилагается).
Статья 2.
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г.Калуга
06 апреля 2006 г.
№ 185-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
"Дополнительное медицинское обеспечение
и социальная поддержка населения Калужской области,
пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и
других радиационных катастроф, на 2006-2007 годы"
от 6 апреля 2006 года N 185-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Дополнительное медицинское обеспечение и социальная поддержка населения Калужской области, пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, на 2006-2007 годы"
Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года территории 9 районов области площадью 3997,45 кв. км подверглись радиоактивному загрязнению. По состоянию на 01.01.2006 на радиоактивно загрязненных территориях в 326 населенных пунктах проживали 81478 человек.
Наиболее интенсивному радиационному воздействию подверглись Ульяновский, Хвастовичский и Жиздринский районы. Значительная часть жителей этих районов, главным образом дети, получили дозы облучения на щитовидную железу, превышающие установленные пределы. В Людиновском районе проживают на радиоактивно загрязненных территориях 44410 человек, - наибольшее количество населения по сравнению с другими районами области, подвергшимися радиоактивному загрязнению.
На 01.01.2006 жителями Калужской области являются: 525 инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы; 3053 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 2889 переселенцев из Брянской области, Белоруссии и Украины; 225 участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк"; 321 ветеран из подразделений особого риска.
Под углубленным медицинским наблюдением находится 5401 ребенок и 2066 подростков, проживающих на загрязненной радионуклидами территории, 587 детей ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с федеральными и областными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. За последние пятнадцать лет в районах, пострадавших от чернобыльской катастрофы, построено 13 школ, 2 больницы и 3 поликлиники, 10 детских садов, 8 домов культуры. Заасфальтировано более 400 км дорог, протянуто 450 км газовых сетей и отводов.
Неоценим вклад целевых программ в сохранение здоровья населения, особенно детей и женщин, в минимизацию последствий влияния радиационного фактора на их здоровье.
Только за годы действия программы "Дети Чернобыля" удалось обеспечить детское население специализированной и высококвалифицированной медицинской помощью, приблизить ее к отдаленным сельским районам: улучшена материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства, завершено строительство областной детской больницы, дополнительное питание - продукты с лечебно-профилактическими свойствами ежегодно получали до 7,5 тысяч детей. На средства программы обучено 248 врачей, 10 медицинских работников прошли специализацию по профессиям, необходимым для работы в загрязненных районах, проведено 5 семинаров по актуальным вопросам экопатологии с обучением 140 врачей. Ежегодно 10 тысяч детей получали терапию, направленную на повышение адаптационных возможностей организма, 300 детей заместительную терапию левотироксином по поводу заболеваний щитовидной железы, 23 детям оказана высокотехнологичная помощь в клиниках федерального подчинения. На вышеперечисленные мероприятия только из средств федерального бюджета привлечено 17,8 млн. рублей.
В рамках программ ежегодно проводились специализированные бригадные осмотры детей, а также углубленные осмотры врачами-специалистами с охватом спецдиспансеризацией более 80% детского населения, проведена санация полости рта детям 3-х наиболее загрязненных районов.
Результаты лечебно-оздоровительных мероприятий позволили снизить инфекционную и паразитарную заболеваемость, болезни эндокринной системы, приостановить рост первичной заболеваемости и стабилизировать этот показатель по классу "болезни органов дыхания".
Несмотря на проводимые профилактические мероприятия продолжают сохраняться негативные последствия чернобыльской катастрофы, которые не удалось предотвратить.
К их числу, прежде всего, относятся тяжелые медицинские последствия:
- повышенное количество заболевших раком щитовидной железы детей и подростков в Калужской области. Впервые рак щитовидной железы у детей стал регистрироваться с 1990 года. Всего у лиц, родившихся в 1968 году и позже (0-18 лет на момент аварии) и родившихся после аварии на Чернобыльской АЭС, за весь период наблюдения выявлено 63 случая рака щитовидной железы. В настоящее время все пациенты прооперированны и социально адаптированы;
- интенсивный рост заболеваемости, инвалидности и смертности среди участников работ по ликвидации последствий аварии. Многолетние наблюдения за здоровьем ликвидаторов, проводимые в рамках Российского государственного медико-дозиметрического регистра, свидетельствуют, что наиболее значительные медицинские последствия наблюдаются у участников ликвидации последствий аварии 1986-1987 годов. У них зарегистрировано двукратное увеличение заболеваемости лейкозами, пятикратное (для ликвидаторов 1986 года) увеличение заболеваемости раком щитовидной железы. Значительно чаще (по сравнению с мужским населением России) регистрируются: заболевания эндокринной системы (в 9 раз), крови и кроветворных органов (более чем в 3 раза), психические расстройства (в 4 раза), болезни системы кровообращения и пищеварения (в 2,5 раза); наиболее часты суициды (в 3 раза). Показатель инвалидизации повысился в 3,7 раза по сравнению с аналогичными половозрастными группами;
- во многих загрязненных районах заболеваемость детей выше среднеобластных показателей, возрастает количество женщин с патологическим течением беременности, сохраняется повышенное нервно-психическое напряжение, обусловленное хроническим стрессом.
Анализ итогов выполнения федеральных и областных целевых программ показывает, что проблема преодоления последствий радиационных аварий и катастроф носит долговременный характер и требует продолжения защитных и реабилитационных мероприятий.
Учеными и специалистами определен ряд крупных комплексных вопросов, для решения которых необходимы многолетние, выходящие за пределы 2005 года, планомерные и активные меры.
В первую очередь это оказание медицинской, в том числе специализированной помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Важность этой проблемы нашла отражение в разработке, принятии Правительством Российской Федерации Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, реализация которого предполагает оказание дополнительной медицинской помощи населению области, в том числе в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, по трем основным направлениям:
· повышение приоритетности первичной медицинской помощи;
· развитие профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация населения);
· обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Повышение приоритетности первичной медицинской помощи включает в себя дополнительные денежные выплаты врачам и медицинским сестрам, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников, укрепление диагностической службы лечебно-профилактических учреждений, материально-технической базы учреждений скорой медицинской помощи.
Развитие профилактического направления включает иммунизацию населения в рамках "национального календаря прививок против гепатита В, краснухи, полиомиелита, гриппа"; дополнительную программу диспансеризации работающего населения.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью предполагает перевести федеральные специализированные медицинские учреждения на работу в условиях государственного задания, а также создать новые медицинские центры высоких технологий, способные с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв в области высоких технологий и обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи в первую очередь для тех, кто в ней особенно нуждается (инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, ветераны из подразделений особого риска, граждане, перенесшие лучевую болезнь и др.).
Все вышеперечисленные меры дают возможность удовлетворить потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи, сократить сроки ожидания госпитализации в федеральные клиники и значительно повысить качество медицинского обеспечения, в том числе для населения Калужской области, пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф.
На сегодняшний день Медицинский радиологический научный центр Российской академии медицинских наук (далее - МРНЦ РАМН) является головным учреждением Российской Федерации по исследованию и применению в медицине различных видов ионизирующих и неионизирующих излучений. МРНЦ РАМН определяет и проводит в жизнь научную политику в области медицинской радиологии, радиационной онкологии и радиационной медицины.
В МРНЦ РАМН проводятся уникальные работы в области фундаментальной и клинической радиологии, радиофармацевтики, лучевой диагностики и лучевой терапии.
Клиника МРНЦ РАМН является единственным учреждением в России, располагающим комплексом оборудования и условиями для проведения диагностики и лечения больных раком щитовидной железы и другими заболеваниями с использованием открытых радионуклидов, в том числе и йода. С учетом роста заболеваемости раком щитовидной железы детей и подростков, проживающих на территориях, загрязненных радионуклидами вследствие чернобыльской аварии, значимость данного вида лечения постоянно возрастает. Кроме того, проводится диспансерно-консультативное обследование таких пациентов.
Ежегодно в стационаре МРНЦ РАМН проходят лечение более 4500 пациентов, 68 процентов из них проживают в регионах Российской Федерации, подвергшихся загрязнению радионуклидами.
Среди других мер требуют реализации:
- развитие системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации населения, в наибольшей степени затронутого аварией - детей, ликвидаторов, эвакуированных и переселенных жителей наиболее загрязненных территорий;
- социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
На территории Калужской области устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- проведение специализированной диспансеризации детей, подвергшихся радиационному воздействию, проживающих в радиоактивно загрязненных районах области;
- проведение санирования зубов детям, проживающим в загрязненных районах области;
- оказание ортодонтической помощи детям, проживающим в загрязненных районах области;
- оказание адресной помощи на оплату государственной пошлины за оформление выездных документов за рубеж детям, пострадавшим в результате радиационных катастроф, из малоимущих семей, сиротам, выезжающим на отдых и оздоровление;
- проведение комплекса оздоровительных мероприятий и улучшение условий проживания детей из радиоактивно загрязненных районов области в учреждениях социальной помощи семье и детям;
- приобретение продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами для областных лечебно-профилактических учреждений, работающих с детьми, пострадавшими от радиации;
- оказание адресной материальной помощи малоимущим гражданам, пострадавшим от последствий чернобыльской катастрофы, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и выплата единовременного пособия на погребение семьям участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- приобретение медикаментов, расходных материалов, предметов медицинского назначения для углубленного медицинского обследования и лечения участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;
- обследование населения, проживающего в радиоактивно загрязненных районах области, с целью ранней диагностики заболеваний щитовидной железы.
В этих целях разработана областная целевая программа "Дополнительное медицинское обеспечение и социальная поддержка населения Калужской области, пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, на 2006-2007 годы" (далее - Программа).
Опыт показывает, что наиболее эффективным способом решения проблем медицинского обеспечения и социальной поддержки населения Калужской области, пострадавшего от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является их взаимоувязка в единую областную целевую программу.
Формирование мероприятий программы осуществлялось на основе подпрограммы "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС" федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" с учетом положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (Указ Президента Российской Федерации от 21.10.2005 № 1226 об образовании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2005 № 1926-р) и других нормативных правовых актов.
Объемы затрат на выполнение мероприятий, предусмотренных в Программе, рассчитаны в ценах 2005 года. Конкретные объемы работ и необходимые для этого ассигнования будут уточняться при составлении прогнозов социального и экономического развития Калужской области, принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, принятии закона Калужской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
2006 - 2007 гг.
Раздел I. Меры по медицинскому обеспечению и социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф:
Проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, в Думиничском, Жиздринском, Кировском, Козельском, Куйбышевском, Людиновском, Мещовском, Ульяновском, Хвастовичском районах.
Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи жителям Думиничского, Жиздринского, Кировского, Козельского, Куйбышевского, Людиновского, Мещовского, Ульяновского, Хвастовичского районов, нуждающимся в консультации и (или) лечении в федеральных клиниках, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации и РАМН.
Дополнительная иммунизация населения Думиничского, Жиздринского, Кировского, Козельского, Куйбышевского, Людиновского, Мещовского, Ульяновского, Хвастовичского районов.
Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и участковых педиатров Думиничского, Жиздринского, Кировского, Козельского, Куйбышевского, Людиновского, Мещовского, Ульяновского, Хвастовичского районов.
Обеспечение санитарным автотранспортом станций и отделений скорой медицинской помощи районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.