В настоящее время материально-техническая оснащенность образовательных учреждений области характеризуется высокой степенью износа основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, для чего необходимы значительные финансовые средства.
Отсутствие средств на поддержание на должном уровне систем безопасности образовательных учреждений приводит к ежегодному ухудшению технического состояния зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения, что в дальнейшем может негативно отразиться на учебно-воспитательном процессе, привести к несчастным случаям, нанести ущерб здоровью учащихся и воспитанников, преподавательскому и административно-хозяйственному персоналу.
В период летних каникул 2005 года сотрудниками министерства образования, культуры и спорта области совместно с инспекторами государственного пожарного надзора было проверено состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования состояние 2 школ-интернатов и 4 общеобразовательных школ оценено как неудовлетворительное.
Создание эффективной системы обеспечения безопасности должно осуществляться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
В последнее время в системе образования все больше внимания уделяется обучению и тренингу по вопросам безопасности руководящих кадров, преподавателей, персонала учебных заведений и учащихся, организованы подготовка и переподготовка ответственных за пожарную безопасность в образовательных учреждениях. Этот процесс обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами, но требует более широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно, создавая и развивая современные правовые, организационные, научные и методические основы обеспечения безопасности и привлекая интеллектуальные и материальные ресурсы.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения - это создание условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательных учреждений включает все виды безопасности, обозначенные в Федеральном законе "О техническом регулировании", и в первую очередь пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая, техническая и антитеррористическая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.