Действующий

Об областной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг."

6. Подпрограмма "Развитие системы дополнительного
образования детей"


Дополнительное образование - это сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В настоящее время в области функционирует 69 учреждений, в т.ч. 8 - областных, в которых постоянно занимается 57804 учащихся, что составляет 52,6% от общего числа учащихся, работает 2229 педагогических работников. В целом дополнительное образование в области остается бесплатным и доступным для большинства детей. Проведенный анализ платных образовательных услуг показывает, что в области частично оплачивает дополнительное образование своих детей около 3% родителей, в т.ч. 1% - на селе.

Система дополнительного образования детей представлена сетью учреждений областного и муниципального уровней, филиалами на базе общеобразовательных школ, детских садов и учреждений культуры. Большую часть сети составляют дома детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки.

Областные учреждения являются координационными, информационно-методическими и организационными центрами на уровне региона.

При областных учреждениях дополнительного образования на протяжении нескольких лет действует и совершенствуется система работы с одаренными учащимися. Как правило, учащиеся, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования детей, становятся лауреатами научно-практических конференций, победителями областных, зональных, российских олимпиад.

На сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования области занимается около 52,6% учащихся. Однако снижение воспитательного воздействия семьи, уменьшение ее роли в социализации детей, сужение возможностей для воспитания детей и подростков по месту жительства приводит к серьезным последствиям: росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики, массовой безнадзорности несовершеннолетних.

В сельской местности учреждения дополнительного образования по существу выступают центрами культуры, нередко единственными субъектами организации детского творчества, выявления и развития одаренных детей, оказания помощи детям с ограниченными возможностями.

Сокращение бюджетного финансирования из года в год разрушало мотивацию педагогов дополнительного образования к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражалось на развитии содержания образования.

За последние несколько лет материальная база учреждений дополнительного образования не обновлялась: оборудование изношено, не хватает инструментов, сырья и материалов. Из-за недостаточного финансирования произошло уменьшение числа детей, занимающихся научно-техническим творчеством, спортивно-техническими видами деятельности, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве их общей подготовки.

Между тем положительные результаты функционирования региональной системы дополнительного образования детей проявляются в ходе зональных, российских научных конференций, олимпиад, конкурсов, фестивалей, спортивных состязаний, на которых воспитанники этих учреждений демонстрируют высокий уровень достижений.

Таким образом, дополнительное образование правильно рассматривать как важнейшую составляющую образовательного пространства. Этот вид образования социально востребован и требует постоянного внимания общества и государства.

Цели и задачи


Цель подпрограммы - развитие региональной системы дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

Задачи:

- сохранение и обеспечение всеобщей доступности системы дополнительного образования детей;

- совершенствование содержания дополнительного образования, его организационных форм, методов, технологий;

- создание для наиболее способных и одаренных детей оптимальных условий реализации индивидуальных творческих запросов;

- сохранение единого образовательного пространства на основе построения преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

- создание и развитие системы дистанционного образования в учреждениях системы дополнительного образования детей;

- формирование научного потенциала региональной системы дополнительного образования детей, создание системы подготовки и повышения квалификации кадров учреждений дополнительного образования детей;

- совершенствование уровня управления учреждениями дополнительного образования детей;

- обеспечение социальной защиты работников системы дополнительного образования детей;

- совершенствование экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе привлечения дополнительных средств, заключения договоров с организациями на взаимовыгодной, социальной и экономически целесообразной основе.

Ожидаемые результаты


- Расширение условий творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей;

- повышение роли дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений всех типов;