Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении нового качества образования.
Под качеством понимается мера выполнения предъявляемых требований. Новые социальные требования к системе российского образования таковы: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".
Для выполнения указанных требований и достижения нового качества образования в данную программу включена подпрограмма "Совершенствование содержания и технологий образования. Достижение нового качества образовательных услуг", которая должна стать организационной основой инновационного развития сферы образования.
Инновационные процессы в области развиваются достаточно успешно.
В течение ряда лет все средние общеобразовательные учреждения области участвуют в федеральном эксперименте по введению новой формы итоговой аттестации выпускников в виде единого государственного экзамена, который в значительной мере способствует повышению качества образования и расширяет возможности выпускников при поступлении в высшие учебные заведения.
Началась подготовка системы образования области к переходу на профильное обучение на старшей ступени общего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. В 2004/2005 учебном году в области начат эксперимент по введению предпрофильной подготовки девятиклассников (г. Обнинск и Малоярославецкий район), где определены структура и направления профилизации, отрабатываются разные модели предпрофильного и профильного обучения.
Большая работа проводится по обновлению содержания начального образования на основе культурно-исторического подхода в обучении. Подготовлены и изданы региональные учебники для начальной школы. В эксперименте по обновлению содержания начального образования участвуют 94 образовательных учреждения области, 165 учителей начальных классов.
С целью обеспечения творческого роста и повышения профессионализма учителей проводятся муниципальные и областные конкурсы авторских программ в системе общего образования.
Изменение содержания образования требует изменения в педагогических технологиях, внедрения новых информационных технологий. Учителя области в своей работе используют технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Однако еще сильны традиции использования объяснительно-иллюстративного обучения и авторитарной педагогики. Поэтому на новом этапе необходима модернизация образовательных технологий как крайне значимого компонента образования.
Цели и задачи подпрограммы
Цель: обеспечение доступности, современного качества образования на основе развития инновационных процессов и расширения спектра услуг в образовании.
Задачи:
- приведение содержания образования в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями; определение современной интерпретации понятий функциональной грамотности и общей образованности;
- совершенствование системы школьного образования; внедрение новых образовательных технологий;
- создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования с целью развития индивидуальных качеств учащихся; отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Направления реализации подпрограммы
- Создание условий для повышения качества образования;
- введение профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- поддержка опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений;
- организация работы с одаренными детьми.
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
- Увеличение числа выпускников общеобразовательной школы, демонстрирующих ключевые компетентности (образовательные, информационные);
- уменьшение нагрузки на один компьютер (2005 г. - на 1 компьютер 36 учеников, к 2010 г. - на 1 компьютер 11 учеников);
- увеличение числа выпускников образовательных учреждений, поступающих в вузы и ссузы по результатам единого государственного экзамена (2004 г. - 1846 выпускников, к 2010 г. - 2000);
- увеличение числа школ, перешедших на профильное обучение (2005 г. - 0, к 2010 г. - 140 школ);