В последние годы в Калужской области органами государственной власти и местного самоуправления проводится определенная работа по сохранению здоровья школьников, обеспечению нормального роста и развития детей.
Меры по совершенствованию системы охраны здоровья детей предусматриваются в целом ряде областных целевых программ, срок действия которых заканчивается в 2005 году.
С 2001 года при Правительстве области работал межведомственный Координационный Совет по формированию государственной политики в сфере воспитания здорового подрастающего поколения.
В общеобразовательных учреждениях области в результате выделения по целевому назначению средств из областного бюджета значительно улучшена материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом.
Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников становится важным направлением в деятельности органов местного самоуправления и общеобразовательных учреждений. В ряде муниципальных образований разработаны и успешно реализуются муниципальные программы, направленные на сохранение здоровья школьников, формирование у подрастающего поколения навыков и привычек здорового образа жизни.
Вместе с тем данные ежегодных профилактических осмотров школьников свидетельствуют о том, что количество детей, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне - 22-23%. За последние 5 лет заболеваемость юношей-подростков Калужской области увеличилась на 31,1%. Годными к военной службе в 2003 году признано всего 69,9% юношей призывного возраста.
Ежегодно увеличивается количество ВИЧ-инфицированных среди несовершеннолетних.
Кроме констатирующих медицинских диагнозов, у школьников области отмечается большое количество факторов риска, которые не фиксируются статистикой. К таковым относятся поведенческие риски, опасные для здоровья:
- ранняя привычка к курению как для мальчиков, так и для девочек;
- потребление спиртных напитков, психотропных и наркотических веществ;
- ранняя активная сексуальная жизнь.
Важным фактором, способствующим сохранению здоровья детей, является рациональное здоровое питание. Третий год школы области в соответствии с областной целевой программой "Школьное питание в Калужской области на 2003-2005 годы" получают дотацию из областного бюджета на организацию дополнительного профилактического питания. В большинстве школ области она используется по назначению в соответствии с рекомендациями министерства здравоохранения и социального развития Калужской области.
Однако остается нерешенной проблема организации питания детей, страдающих алиментарно-зависимыми заболеваниями, детей из малообеспеченных семей.
Одним из факторов, ограничивающим возможности эффективной работы образовательных учреждений по здоровьесбережению, является несбалансированное школьное питание: низкая энергетическая ценность пищи, недостаточное содержание в ней микроэлементов и витаминов.
Большая роль в системе мер по охране здоровья детей принадлежит созданию условий для ведения образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. В связи с этим вызывает тревогу сложившаяся ситуация с оснащением школ области мебелью: в среднем по области лишь 61% школьной мебели соответствует гигиеническим требованиям (в Думиничском, Людиновском и Куйбышевском районах этот показатель составляет 30%, в Мещовском - 20%).
В ряде муниципальных образований области не выполняются нормативы по освещенности школьных помещений, наблюдается недостаточное обеспечение медицинских кабинетов оборудованием и лекарственными препаратами. Медицинские кабинеты имеются только в 187 школах области (36%), тогда как по существующим нормам такие кабинеты должны быть в каждом общеобразовательном учреждении. В Калужской области только средних школ - 291, то есть медицинские кабинеты имеются даже не в каждой средней школе. Более трети медицинских кабинетов не имеют необходимого оборудования, что затрудняет своевременную диагностику отклонений в состоянии здоровья и проведение профилактических оздоровительных мероприятий.
Общеобразовательные учреждения области испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить здоровьесберегающее обучение: не хватает школьных психологов, логопедов, преподавателей лечебной физкультуры. Это не позволяет в должной мере создать необходимые условия для развития детей, имеющих отклонения в здоровье.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что сохранение сложившихся тенденций в состоянии здоровья детей может привести к проблемам, связанным с воспроизводством населения, формированием кадрового потенциала, обеспечением обороноспособности страны.
В связи с вышесказанным цель данной подпрограммы определена как сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Подпрограмма призвана решить следующие задачи:
- создание комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников;
- формирование у школьников позитивных установок на здоровый образ жизни;
- нормативное правовое обеспечение деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся;
- создание системы мониторинга здоровья школьников;
- разработка и внедрение образовательных программ, формирующих бережное отношение к здоровью и позитивное отношение к здоровому образу жизни у школьников разного возраста;
- создание здоровьесберегающих условий в общеобразовательных учреждениях области;
- обеспечение школьников полноценным и сбалансированным питанием с целью улучшения показателей их здоровья и снижения алиментарно-зависимой заболеваемости;
- обеспечение продуктами лечебно-профилактического назначения в рамках щадящего питания.