Действующий

Об областной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг."


3. Подпрограмма "Инновационный проект "Школьный учебник"


В Калужской области создан инновационный практико-ориентированный и эффективный механизм преодоления ряда острейших теоретических проблем и практических противоречий, с которыми столкнулись отечественная психолого-педагогическая наука и массовая школа в последней четверти XX века.

Впервые предложены методологические основания стадий культурного развития ребенка в контексте содержания образования. Даны теоретические основания для формирования общего образования как комбинаторики культуры и личности.

Впервые реализованы и описаны сензитивные периоды в развитии ребенка, на основе которых разработаны методика и учебные пособия для овладения учениками государственных образовательных стандартов с позиций психолого-педагогической адаптивности к содержанию образования. Понятие учебной мотивации раскрыто как мотивация возраста.

Впервые в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке разработаны параметры оценивания условий овладения ребенком содержанием образования в разные периоды обучения в контексте его психофизического, социокультурного и личностного становления, т.е. личностных ориентаций.

Впервые дано теоретическое обоснование и предложена действующая модель преемственности дошкольного и начального школьного образования, начального и основного общего, а также основного общего и среднего (полного) общего образования.

Данный инновационный проект во многих отношениях опережает разработки ученых других стран мира, является авангардным направлением для развития педагогики XXI века.

Результатом научно-исследовательской работы явился культурологический вариант базисного учебного плана и региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Калужской области, реализующих программы общего образования, а также учебно-методический комплекс для начальной школы, в который вошли учебники "Букварь", "Русская словесность", "Краеведение", "Мир вокруг нас", "Математика (счет, измерение)" и другие.

Предложенные образовательная методология и обучающая технология предназначены оптимизировать учебную, психологическую и физическую нагрузку учащихся и создать адекватную детскому развитию культурно-социальную среду, способствующую сохранению и укреплению их здоровья в процессе учения. Создаются основы для введения иностранного языка и информатики не в элитных учебных заведениях, а в массовой школе, что будет эффективно способствовать выравниванию стартовых возможностей учеников вне зависимости от доходов родителей. Впервые будут изданы электронные учебники, использование которых, в частности, при обучении чтению вдвое сокращает букварный период за счет создания новых выразительных возможностей.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что учащиеся экспериментальных классов достигают значимых показателей умственного развития, что во многом обусловлено возможностью индивидуализации образовательного пути, предоставляемой учебным планом, построенным по образовательным областям и реализуемым через новые учебные пособия.

Учащиеся, занимающиеся по экспериментальным учебным пособиям, имеют больший словарный запас; в среднем их показатель в описании предметов и явлений равняется 6,19 слова (учащиеся, занимающиеся по традиционным учебникам, выходят на показатель 4,67 слова). Улучшение лексического запаса в ходе экспериментальной работы учителя объясняют появлением новых учебных пособий об окружающем мире, в которых при изучении живой природы особый акцент делается на признаки имен собственных, а при изучении неживой природы - на выстраивание синонимического ряда слов-определений.

Также отмечается развитие творческого мышления школьников по всем показателям (оригинальность, беглость, гибкость и др.).

Полученные положительные результаты развития учащихся являются основанием для продолжения проекта.

Новое содержание образования, предлагаемое для второй ступени общего среднего образования (5-9 классы), решает задачи, сопоставимые с курсом образовательных систем ведущих мировых держав на практическое участие школы в подготовке специалистов для новых наукоемких отраслей производства. В настоящее время накопленные в Калужской области теоретический задел и опыт учителей не имеют аналогов в отечественном образовании.

В 2006-2010 годах предполагается создать новые учебные пособия по естествознанию, разработать их электронное сопровождение, переподготовить учителей-предметников и апробировать инновационный продукт в школах области.

В 2006 -2010 годах в рамках реализации инновационного проекта "Школьный учебник" ставятся цели и задачи.

Цель: формирование ключевых компетенций школьников для активного участия в жизни общества, создание равных стартовых возможностей для получения образования.

Задачи:

- дальнейшая разработка учебных комплексов для начальной школы на основе культурно-исторического подхода;

- разработка для основной школы учебных комплексов, обеспечивающих преемственность между начальным и основным общим образованием;

- использование современных информационных технологий, создание учебников нового поколения (электронные версии);

- переподготовка учителей начальных классов, повышение их квалификации.

Целевые индикаторы и показатели


- Число образовательных учреждений, реализующих региональный компонент базисного учебного плана;

- число выпускников начальной школы, демонстрирующих ключевые компетентности (образовательные, информационные).

Ожидаемые результаты


Достижение нового качества образования, отвечающего требованиям времени: