Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой.
За 30 последних лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3%, пострадавших - 8,6% и материальному ущербу - 10,4%. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы в России может составить от 5 до 7% ВВП страны.
На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень техногенной и природной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий
чрезвычайных ситуаций. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой чрезвычайных ситуаций различного характера.
Калужская область, занимая 0,18% от территории Российской Федерации, является одной из развитых в промышленном отношении областей России.
Численность населения области составляет 0,7% от населения страны. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера проживает 530 тыс. человек, или 50% населения области, что составляет 0,3% населения Российской Федерации.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области высока, что обусловлено наличием свыше тысячи опасных производственных объектов, в т.ч. 45 химически опасных и 65 - пожаровзрывоопасных.
В 2003 году в результате угроз возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области в зонах бедствия могло оказаться 206742 человека, в том числе более 40 тыс. детей.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Анализ и управление рисками должны лечь в основу системы регулирования безопасности населения и территорий и обеспечить преодоление негативной тенденции роста числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Несмотря на сложности социально-экономического развития, создана и функционирует территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Калужской области. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Главная задача второго этапа развития РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций, обеспечению управления рисками и совершенствованию материально-технического обеспечения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и персонала потенциально опасных объектов позволят обеспечить комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098.