ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 октября 2004 года N 345-ОЗ


Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2005-2008 годы"


Принят
 Постановлением
 Законодательного Собрания Калужской области
 от 16 сентября 2004 года N 940


     Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2005-2008 годы" (прилагается).


     Статья 2.


Финансирование мероприятий программы уточняется Законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.


     Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.


Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов



г. Калуга
4 октября 2004 г.
N 345-ОЗ


Приложение
 к Закону Калужской области
 от 4 октября 2004 года N 345-ОЗ


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
 в Калужской области на 2005-2008 годы"


ПАСПОРТ
 областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий
    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в
                Калужской области на 2005-2008 годы"



---------------------T---------------------------------------------------------¬
¦1. Наименование     ¦Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение ¦
¦программы           ¦последствий чрезвычайных ситуаций природного и           ¦
¦                    ¦техногенного характера в Калужской области на 2005-2008  ¦
¦                    ¦годы" (далее - программа)                                ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦2. Государственный  ¦Главное управление по делам гражданской обороны и        ¦
¦заказчик программы  ¦чрезвычайным ситуациям при Правительстве Калужской       ¦
¦                    ¦области                                                  ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦3. Разработчик      ¦Главное управление по делам гражданской обороны и        ¦
¦программы           ¦чрезвычайным ситуациям при Правительстве Калужской       ¦
¦                    ¦области                                                  ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦4. Дата принятия    ¦Постановление Правительства Калужской области от         ¦
¦решения о           ¦18.07.2003 N 191 "О разработке областной целевой         ¦
¦разработке          ¦программы "Снижение рисков и смягчение последствий       ¦
¦программы           ¦чрезвычайных ситуаций природного и техногенного          ¦
¦                    ¦характера в Калужской области на 2005-2008 годы"         ¦
¦Дата утверждения    ¦                                                         ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦5. Цели и задачи    ¦Целью программы является снижение рисков и смягчение     ¦
¦программы           ¦последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в     ¦
¦                    ¦Калужской области для повышения уровня безопасности      ¦
¦                    ¦личности, общества и окружающей среды в условиях         ¦
¦                    ¦возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного¦
¦                    ¦характера.                                               ¦
¦                    ¦Основные задачи программы:                               ¦
¦                    ¦- развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и ¦
¦                    ¦прогнозирования чрезвычайных ситуаций;                   ¦
¦                    ¦- совершенствование материально-технического обеспечения ¦
¦                    ¦сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и персонала         ¦
¦                    ¦химически опасных объектов                               ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦6. Важнейшие        ¦В зонах возможного воздействия поражающих факторов при   ¦
¦показатели          ¦чрезвычайных ситуациях природного и техногенного         ¦
¦                    ¦характера проживает 50% населения Калужской области. За  ¦
¦                    ¦период 2002-2003 гг. в результате чрезвычайных ситуаций  ¦
¦                    ¦погибло 39, пострадало 104 и были нарушены условия       ¦
¦                    ¦жизнедеятельности 5098 человек, ущерб составил более 695 ¦
¦                    ¦млн. рублей                                              ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦7. Сроки реализации ¦2005-2008 годы                                           ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦8. Перечень         ¦- разработка и реализация системы мер по мониторингу и   ¦
¦основных            ¦прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций;             ¦
¦мероприятий         ¦- материально-техническое обеспечение сил ликвидации     ¦
¦                    ¦чрезвычайных ситуаций и персонала химически опасных      ¦
¦                    ¦объектов                                                 ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦9. Исполнители      ¦- Главное управление по делам гражданской обороны и      ¦
¦основных            ¦чрезвычайным ситуациям при Правительстве Калужской       ¦
¦мероприятий         ¦области;                                                 ¦
¦                    ¦- органы исполнительной власти Калужской области;        ¦
¦                    ¦- специализированные организации и хозяйствующие субъекты¦
¦                    ¦(по согласованию).                                       ¦
¦                    ¦Исполнители мероприятий программы, финансируемых за счет ¦
¦                    ¦средств областного бюджета, определяются государственным ¦
¦                    ¦заказчиком на конкурсной основе в соответствии с Указом  ¦
¦                    ¦Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года    ¦
¦                    ¦N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции¦
¦                    ¦и сокращению бюджетных расходов при организации закупки  ¦
¦                    ¦продукции для государственных нужд" и Законом Калужской  ¦
¦                    ¦области от 1 февраля 2002 года N 99-ОЗ "О закупках и     ¦
¦                    ¦поставках продукции для государственных нужд Калужской   ¦
¦                    ¦области"                                                 ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦10. Объемы и        ¦В целом на программу - 16221,5 тыс. руб., в том числе:   ¦
¦источники           ¦- областной бюджет - 14630,5 тыс. руб.,                  ¦
¦финансирования      ¦- внебюджетные средства - 1591,0 тыс. руб.               ¦
¦                    ¦По годам и источникам финансирования:                    ¦
¦                    ¦2005: 5893,2 тыс. руб. - всего, из них:                  ¦
¦                    ¦- 5391,0 тыс. руб. - областной бюджет,                   ¦
¦                    ¦- 502,2 тыс. руб. - внебюджетные средства;               ¦
¦                    ¦2006: 3828,3 тыс. руб. - всего, из них:                  ¦
¦                    ¦- 3444,0 тыс. руб. - областной бюджет,                   ¦
¦                    ¦- 384,3 тыс. руб. - внебюджетные средства;               ¦
¦                    ¦2007: 2958,4 тыс. руб. - всего, из них:                  ¦
¦                    ¦- 2671,5 тыс. руб. - областной бюджет,                   ¦
¦                    ¦- 286,9 тыс. руб. - внебюджетные средства;               ¦
¦                    ¦2008: 3541,6 тыс. руб. - всего, из них:                  ¦
¦                    ¦- 3124,0 тыс. руб. - областной бюджет,                   ¦
¦                    ¦- 417,6 тыс. руб. - внебюджетные средства                ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦11. Ожидаемые       ¦Снижение в Калужской области на 40-50% риска             ¦
¦конечные результаты ¦возникновения чрезвычайных ситуаций на основе более      ¦
¦реализации программы¦эффективного планирования и проведения мероприятий по    ¦
¦                    ¦предупреждению чрезвычайных ситуаций                     ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------+
¦12. Система         ¦Контроль за исполнением программных мероприятий          ¦
¦организации         ¦осуществляется в соответствии с "Порядком разработки и   ¦
¦контроля за         ¦реализации областных целевых программ", утвержденным     ¦
¦исполнением         ¦постановлением Губернатора Калужской области от 19       ¦
¦программы           ¦августа 1999 г. N 356                                    ¦
L--------------------+----------------------------------------------------------

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой.

За 30 последних лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3%, пострадавших - 8,6% и материальному ущербу - 10,4%. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы в России может составить от 5 до 7% ВВП страны.

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень техногенной и природной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий

чрезвычайных ситуаций. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой чрезвычайных ситуаций различного характера.

Калужская область, занимая 0,18% от территории Российской Федерации, является одной из развитых в промышленном отношении областей России.

Численность населения области составляет 0,7% от населения страны. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера проживает 530 тыс. человек, или 50% населения области, что составляет 0,3% населения Российской Федерации.

Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области высока, что обусловлено наличием свыше тысячи опасных производственных объектов, в т.ч. 45 химически опасных и 65 - пожаровзрывоопасных.

В 2003 году в результате угроз возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области в зонах бедствия могло оказаться 206742 человека, в том числе более 40 тыс. детей.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.

По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.

Анализ и управление рисками должны лечь в основу системы регулирования безопасности населения и территорий и обеспечить преодоление негативной тенденции роста числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Несмотря на сложности социально-экономического развития, создана и функционирует территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Калужской области. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Главная задача второго этапа развития РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.

Реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций, обеспечению управления рисками и совершенствованию материально-технического обеспечения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и персонала потенциально опасных объектов позволят обеспечить комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098.

2. Основные цели и задачи


Целью программы является снижение природных и техногенных рисков и смягчение последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф в Калужской области в интересах повышения, уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи программы:

- развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование материально-технического обеспечения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и персонала химически опасных объектов.

3. Сроки и этапы реализации программы


Реализовать программу планируется в период с 2005 по 2008 годы включительно путем ежегодного помесячного выполнения основных мероприятий.

4. Система мероприятий программы


Мероприятия программы направлены на повышение эффективности защиты населения от техногенных, природных и экологических рисков.

В основу мероприятий заложен экономический механизм регулирования безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом следующих факторов:

- уровень природного и техногенного риска;

- состояние и перспективы социально-экономического развития области;

- уровень развития социальной сферы и качество среды обитания населения;

- уровень защищенности населения существующей системой мер защиты от чрезвычайных ситуаций (приложение N 1).

Для выполнения мероприятий необходимо решение комплекса задач по следующим направлениям:

4.1. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»