ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 ноября 2003 года N 267-ОЗ


Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"

(с изменениями на 28 июня 2004 года)
(с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ.)

 Принят
Законодательным Собранием
30 октября 2003 года


     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" (прилагается).

     Статья 2


Финансирование мероприятий данной программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов



г.Калуга

10 ноября 2003 г.

№ 267-ОЗ



 Приложение
к Закону
Калужской области
от 10 ноября 2003 г. N 267-ОЗ


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"


1. Наименование         Областная целевая программа "Комплексные
программы               меры противодействия злоупотреблению
                        наркотиками и их незаконному обороту на
                        2004-2006 годы"

2. Государственный      Координатор: Управление Государственного
заказчик                комитета Российской Федерации по контролю
                        за оборотом наркотических средств и
                        психотропных веществ по Калужской области
                        (далее по тексту - Управление
                        Госнаркоконтроля)

3. Разработчики -       Управление Госнаркоконтроля, Управление
государственные         внутренних дел Калужской области (далее -
заказчики программы     УВД), Управление Федеральной службы
                        безопасности России по Калужской области
                        (далее - УФСБ), прокуратура Калужской
                        области (далее - Прокуратура области),
                        Калужская таможня, Линейный отдел
                        внутренних дел на станции Калуга-1
                        (далее - ЛОВД),                         
                        министерство здравоохранения
                        и социального развития Калужской области,
                        министерство образования, культуры
                        и спорта Калужской области
(в редакции Закона Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ)


4. Дата принятия        Постановление Правительства Калужской
решения о разработке    области от 21 апреля 2003 года N 101 "О
программы               разработке областной целевой программы
                        "Комплексные меры противодействия
                        злоупотреблению наркотиками и их
                        незаконному обороту на 2004-2006 годы"

5. Цели и задачи        - Обеспечение межведомственной координации
программы               деятельности, направленной на
                        противодействие незаконному обороту
                        наркотиков и профилактику наркомании среди
                        различных групп населения, прежде всего
                        несовершеннолетних;
                        - создание системы противодействия
                        незаконному обороту наркотических средств,
                        психотропных веществ;
                        - профилактика потребления наркотиков, а
                        также предупреждение правонарушений,
                        связанных с ними;
                        - совершенствование антинаркотической
                        пропаганды;
                        - совершенствование системы лечения и
                        реабилитации лиц, употребляющих наркотики
                        без назначения врача;
                        - укрепление материально-технической базы
                        и финансового обеспечения органов, ведущих
                        борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
                        - создание системы мониторинга масштабов
                        распространения наркомании

6. Важнейшие            - Осуществление комплексного подхода к
показатели              решению задач борьбы с наркоманией,
                        предусматривающего единую систему мер
                        социального, медицинского и
                        организационного характера;
                        - обеспечение межведомственной координации
                        деятельности, направленной на
                        противодействие незаконному обороту
                        наркотиков и профилактику наркомании среди
                        различных групп населения, прежде всего
                        несовершеннолетних;
                        - создание системы профилактики
                        потребления наркотиков различными
                        категориями населения, прежде всего
                        молодежью и несовершеннолетними,
                        предупреждение связанных с наркотиками
                        правонарушений;
                        - обеспечение функционирования молодежных
                        клубов антинаркотической направленности по
                        месту жительства;
                        - совершенствование антинаркотической
                        пропаганды;
                        - формирование негативного общественного
                        отношения к немедицинскому потреблению
                        наркотиков;
                        - проведение комплексных
                        оперативно-профилактических операций,
                        направленных на выявление и пресечение
                        каналов поступления наркотиков в
                        незаконный оборот;
                        - повышение эффективности управленческой
                        деятельности, улучшение кадровой и
                        материально-технической оснащенности,
                        укрепление взаимодействия структурных
                        подразделений, в том числе
                        межведомственного взаимодействия,
                        внедрение передового опыта;
                        - дальнейшее развитие подразделений
                        правоохранительных органов, осуществляющих
                        борьбу с незаконным оборотом наркотиков

7. Сроки и этапы        1-й этап - 2004-2005 годы
реализации программы    2-й этап - 2006 год

8. Перечень основных    Мероприятия программы реализуются по
мероприятий             следующим основным направлениям:
                        - организационные и правовые меры по
                        противодействию злоупотреблению
                        наркотиками и их незаконному обороту;
                        - борьба с незаконным оборотом и
                        контрабандой наркотических средств и
                        психотропных веществ, выявление лиц, к ним
                        причастных;
                        - профилактика злоупотребления
                        наркотиками;
                        - обеспечение контроля за легальным
                        оборотом наркотиков;
                        - межрегиональное сотрудничество и
                        межведомственное взаимодействие в области
                        борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
                        - проведение мероприятий, направленных на
                        обеспечение сохранности здоровья
                        сотрудников Управления Госнаркоконтроля,
                        подразделений органов внутренних дел,
                        специализирующихся на борьбе с незаконным
                        оборотом наркотических средств и
                        психотропных веществ (вакцинации, защитные
                        средства, обучение мерам
                        предосторожности);
                        - лечение и реабилитация лиц, потребляющих
                        наркотики без назначения врача

9. Исполнители          Управление Госнаркоконтроля, УВД, УФСБ,
основных мероприятий    прокуратура области, координационная
                        антинаркотическая комиссия при
                        Правительстве Калужской области, военный
                        комиссариат Калужской области,
                        министерство здравоохранения и социального
                        развития Калужской области,
                        министерство образования, культуры и
                        спорта Калужской области, Калужская таможня,
                        ЛОВД, муниципальные образования
                        (далее - МО): "Боровский район",
                        "Жиздринский район", "Жуковский район",
                        "Куйбышевский район", "Мосальский район",
                        "Малоярославецкий район", "Спас-Деменский
                        район", "Ферзиковский район", "Юхновский
                        район", организации, определяемые
                        государственным заказчиком на конкурсной
                        основе в соответствии с Указом Президента
                        Российской Федерации "О первоочередных
                        мерах по предотвращению коррупции и
                        сокращению бюджетных расходов при
                        организации закупки продукции для
                        государственных нужд", Законом Калужской
                        области "О закупках и поставках продукции
                        для государственных нужд Калужской
                        области"
(в редакции Закона Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ)

10. Объемы и источники  Областной бюджет - 15137,5 тыс. руб.;
финансирования          в том числе по годам: 2004 год - 4936,5
                        тыс. руб.; 2005 год - 4953,5 тыс. руб.;
                        2006 год - 5247,5 тыс. руб.
                        Бюджеты муниципальных образований - 258
                        тыс. руб.; в том числе по годам: 2004 год
                        - 258 тыс. руб.
                        Всего: 15395,5 тыс. руб.; в том числе по
                        годам: 2004 год - 5194,5 тыс. руб.; 2005
                        год - 4953,5 тыс. руб.; 2006 год - 5247,5
                        тыс. руб.

11. Ожидаемые           Реализация мероприятий программы позволит:
результаты реализации   - качественно повысить эффективность
программы               противодействия незаконному
                        распространению наркотических средств и
                        психотропных веществ;
                        - приостановить рост злоупотребления
                        наркотическими средствами и психотропными
                        веществами и их незаконного оборота;
                        - создать предпосылки для сокращения
                        наркомании и связанной с ней преступности
                        до уровня минимальной опасности для
                        общества;
                        - повысить уровень
                        материально-технического оснащения
                        подразделений, специализирующихся на
                        борьбе с незаконным оборотом наркотических
                        средств и психотропных веществ

12. Организация         Выполнение программы организуется
контроля за             исполнителями ее основных мероприятий.
исполнением программы   Контроль за исполнением программных
                        мероприятий осуществляется Управлением
                        Госнаркоконтроля РФ по Калужской области

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44. Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в г. Калуге и области характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью граждан и правопорядку. Постоянно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По данным органов здравоохранения, на 01.01.2003 на учете состояло 1678 лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, каждый второй из которых - больной наркоманией. По мнению специалистов, реальное количество потребителей наркотиков в 3-5 раз больше. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связано увеличивающееся поражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими сопутствующими заболеваниями. Из 835 ВИЧ-инфицированных, состоящих на учете (данные на 01.01.2003) в областном Центре по профилактике и борьбе со СПИДом, 634 заразились путем внутривенного введения наркотиков (76%). Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер. На оперативную обстановку в области продолжает оказывать негативное влияние наличие преступных групп, в том числе сформированных по этническому признаку, занимающихся транспортировкой и сбытом наркотиков. Происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют маковую соломку и марихуану. Продолжает расти количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. За последние пять лет их число по области увеличилось в 1,7 раза, что является одной из основных причин роста совершения других общеуголовных преступлений. Ежегодно правоохранительными органами области из незаконного оборота изымается в среднем от 30 до 80 килограммов наркосырья. Наиболее опасной является контрабанда наркотиков. Основная масса наркотиков растительного происхождения, поступающая на территорию Калужской области с Украины, из Казахстана, Молдавии, Таджикистана. Следует отметить, что с 1998 года по настоящее время одним из самых распространенных наркотиков в области стал героин, изымаемый в каждом втором случае. Повышается уровень профессионализма и организованности лиц, занимающихся этим преступным промыслом, что позволяет групповым криминальным структурам совершать наркопреступления в гораздо больших размерах, чем в предшествующие годы. Денежные средства, выделяемые в рамках предыдущих целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", позволили несколько улучшить материально-техническую базу подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но этого явно недостаточно. Недостаточно эффективно используются возможности антинаркотической пропаганды.

Необходимый эффект может быть достигнут только при комплексном подходе к организации профилактической работы, создании системы общей и индивидуальной профилактики наркомании, объединении усилий и согласованности действий всех ветвей и уровней власти, образовательных и медицинских учреждений, правоохранительных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, средств массовой информации, всех здоровых сил общества.

В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Калужской области.

В ближайшей перспективе возможно прогнозирование развития криминальной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в следующих направлениях:

- дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном и межрегиональном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»