Приложение
к Закону
Калужской области
от 10 февраля 2003 г. N 181-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексное решение социально значимых проблем системы управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации
по Калужской области на 2003-2006 годы"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
1. Наименование программы Областная целевая программа
"Комплексное решение социально
значимых проблем системы управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Калужской области на 2003-2006 годы"
(далее - программа)
2. Государственный заказчик Управление исполнения наказаний
программы Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области
3. Разработчик программы Управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области
4. Дата принятия решения о Постановление Правительства Калужской
разработке программы области от 18 октября 2002 г. N 243 "О
разработке областной целевой программы
"Комплексное решение социально
значимых проблем системы управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Калужской области на 2003-2006 годы"
5. Цели и задачи программы - приведение условий содержания лиц,
находящихся под стражей, в
соответствие с требованиями
минимальных стандартных правил
обращения с заключенными и положениями
Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации, повышение
социальной защищенности персонала
следственных изоляторов;
- стабилизация эпидемиологической
ситуации по туберкулезу в учреждениях
управления исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области за счет
снижения основных эпидемиологических
показателей;
- совершенствование механизма
ограничения распространения ВИЧ -
инфекции среди спецконтингента
учреждений управления исполнения
наказаний Министерства юстиции
Российской Федерации по Калужской
области;
- улучшение качества медицинской
помощи ВИЧ - инфицированным из числа
спецконтингента;
- обеспечение жильем личного состава
следственных изоляторов управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Калужской области
6. Важнейшие показатели - приведение в соответствие с
программы международными стандартами объемов
жилой площади (до 4 кв. м) на одного
осужденного, подследственного и
обвиняемого, содержащегося в
следственном изоляторе управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Калужской области;
- сдача в эксплуатацию 40-квартирного
дома для персонала следственного
изолятора управления исполнения
Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области;
- снижение основных эпидемиологических
показателей заболеваемости
туберкулезом до 1650 случаев на 100
тыс. спецконтингента;
- снижение уровня летальности среди
спецконтингента до 0,9%;
- недопущение случаев заражения
ВИЧ - инфекцией сотрудников
подразделений управления исполнения
Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области;
- ввод в эксплуатацию станции
термического обеззараживания в
лечебно-исправительном учреждении
N 1 управления исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области
7. Сроки реализации 2003-2006 годы
программы
8. Перечень основных В состав программы включены
мероприятий мероприятия по следующим
направлениям:
1. Строительство и реконструкция
следственных изоляторов управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Калужской области, а также
строительство жилья для персонала
указанных учреждений.
2. Неотложные меры борьбы с
туберкулезом в учреждениях управления
исполнения Министерства юстиции
Российской Федерации по Калужской
области.
3. Профилактика и борьба с
ВИЧ - инфекцией / СПИДом в учреждениях
управления исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области
9. Исполнители основных - управление исполнения наказаний
мероприятий программы Министерства юстиции Российской
Федерации по Калужской области;
- министерство экономического развития
Калужской области;
- министерство строительства,
жилищно-коммунального и
дорожного хозяйства Калужской области;
- министеоство здравоохранения и
социального развития Калужской области
(пункт в редакции Закона Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ)
10. Объемы и источники финансирования программы (тыс. руб.)
-----------------------T--------T-------T-------T-------T-------¬
¦ Предполагаемые ¦ Всего ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦
¦ источники ¦ 2003 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ финансирования ¦2006 гг.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Федеральный бюджет ¦151290,5¦60217,5¦34484,5¦32944,0¦23644,5¦
¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦В том числе ¦139530,0¦57480,0¦31650,0¦30000,0¦20400,0¦
¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦капитальные вложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦2. Областной бюджет ¦ 21577,0¦ 5128,5¦ 8026,5¦ 4616,0¦ 3806,0¦
¦ ¦ ¦ <*>¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦В том числе ¦ 19100,0¦ 4700,0¦ 7400,0¦ 4000,0¦ 3000,0¦
¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦капитальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦ВСЕГО ¦172867,5¦65346,0¦42511,0¦37560,0¦27450,5¦
L----------------------+--------+-------+-------+-------+--------
<*> объемы финансирования будут уточняться в ходе исполнения бюджета на 2003 год.
<**> объемы финансирования будут уточняться и согласовываться при доведении лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год в соответствии с действующим законодательством.
11. Ожидаемые конечные Приведение в соответствие с
результаты программы требованиями действующего
законодательства условий содержания
обвиняемых и подозреваемых в
следственном изоляторе N 1 управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации за счет
строительства корпуса для
несовершеннолетних с лимитом
наполнения 75 мест, переоборудования
ЛТП-4 (г. Людиново) в следственный
изолятор N 2 с лимитом наполнения 456
человек.
Обеспечение жильем 20 семей
сотрудников следственного изолятора
N 1 управления исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации за счет завершения
строительства 40-квартирного жилого
дома по ул. Ф.Энгельса - Войкова
г. Калуги.
Стабилизация эпидемиологической
ситуации по туберкулезу, снижение
основных эпидемиологических
показателей по указанному виду
заболевания в учреждениях управления
исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации по
Калужской области.
Снижение темпов роста ВИЧ - инфекции
среди спецконтингента учреждений
области по сравнению с ранее
прогнозируемыми.
Внедрение в практику новых методов
диагностики и лечения ВИЧ - инфекции и
других инфекционных заболеваний
12. Система организации Общее управление и контроль за
контроля за исполнением выполнением программы осуществляет
программы Правительство Калужской области.
Текущее управление и контроль за
выполнением программы осуществляет
министерство экономического развития
Калужской области
(пункт в редакции Закона Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ)
Содержание проблемы
В уголовно-исполнительную систему (УИС) Калужской области входит 9 учреждений, в том числе 5 исправительных колоний, лечебно-исправительное учреждение, специализирующееся на содержании осужденных - больных туберкулезом, Калужская воспитательная колония, два следственных изолятора, один из которых находится в стадии переоборудования.
На протяжении ряда лет учреждения управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области (далее - Управление) вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях систематического недофинансирования из федерального бюджета первоочередных потребностей уголовно-исполнительной системы.
Наиболее сложное положение сложилось в следственном изоляторе N 1 Управления, материальная база которого в связи с недостатком бюджетного финансирования практически не обновлялась. В следственном изоляторе содержится свыше 1000 подследственных и осужденных при лимите наполнения 635 мест. При этом на одного человека приходится в среднем 2,3 кв. метра площади в камере мри установленной законодательством Российской Федерации норме 4 кв. метра. Условия содержания осужденных в следственном изоляторе унижают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права человека на охрану здоровья и личную безопасность. Постоянное переполнение камер неизбежно влечет за собой распространение инфекционных и обострение хронических заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких - болезни, ставшей общенациональной проблемой. Крайне недостаточные объемы бюджетных ассигнований, выделяемых на капитальное строительство объектов уголовно-исполнительной системы области (УИС), не позволяют решить вопрос завершения перепрофилирования бывшего лечебно-трудового профилактория N 4 (ЛТП-4) (г. Людиново) под следственный изолятор N 2, что позволило бы решить вопрос содержания спецконтингента в следственном изоляторе.
Указанные факторы, а также ограниченные объемы финансирования медицинских частей приводят к обострению эпидемиологической ситуации в местах лишения свободы.
Существующее финансирование обеспечивает потребность медицинских подразделений учреждений УИС области в медикаментах менее чем на 45 процентов. На эпидемиологическую ситуацию в районе дислокации лечебно-исправительного учреждения, специализирующегося на содержании и лечении осужденных больных туберкулезом, оказывает влияние отсутствие станции термического обеззараживания стоков, которые через имеющееся очистные сооружения попадают без надлежащей очистки в р. Угру.
Напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу обусловлена экономическими и социальными факторами, качеством жизни, качеством питания. Характер развития эпидемиологической ситуации по туберкулезу за последние 5 лет отмечен рядом особенностей, которые могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Рост заболеваемости туберкулезом наблюдается с 1992 года. В 1996 году показатель ее достиг уровня двадцатилетней давности и составил по УИС Калужской области 1432 случая на 100 тыс. спецконтингента (среди населения Калужской области - 72 случая на 100 тыс. населения). За этот период основные показатели по туберкулезу постоянно увеличивались: показатель заболеваемости заразными формами туберкулеза возрос на 76,8%; показатель распространенности туберкулеза увеличился на 18,6%; показатель смертности возрос в 2,1 раза. Ежегодно в подразделениях УИС области регистрируется около 200 человек впервые выявленных больных туберкулезом. В настоящее время в учреждениях УИС области отбывают наказание 356 больных активным туберкулезом.
На протяжении последних лет существенно обострилась ситуация, связанная с содержанием и лечением в учреждениях уголовно-исполнительной системы области ВИЧ-инфицированных осужденных. Ситуация по распространению ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях области продолжает оставаться сложной и имеет тенденцию к ухудшению.
В настоящее время в учреждениях Управления содержится 200 ВИЧ - инфицированных осужденных, что составляет 43,6% от общего числа больных аналогичным заболеванием в целом по Калужской области.
Основная масса инфицированных - граждане в возрасте до 30 лет и несовершеннолетние воспитанники. Из числа выявленных ВИЧ-инфицированных потребители внутривенных наркотических средств составляют около 90%. Все выявленные ВИЧ-инфицированные находятся на II-III стадиях заболевания и пока не требуют дорогостоящей комплексной терапии (200 тыс. руб. на одного больного в год). Однако ежегодная диспансеризация ВИЧ - инфицированных с проведением обследований и лечением стоит не менее 1 тыс. рублей на каждого осужденного.