ЗАКОН
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 сентября 2002 года N 141-ОЗ
Об областной целевой программе "Приемная семья Калужской области (2003-2006 гг.)"
(название в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ)
(с изменениями на 14 июля 2005 года)
(с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 30 января 2004 года N 290-ОЗ; Законом Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ; Законом Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ; Законом Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ.)
Принят
Законодательным Собранием
19 сентября 2002 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Приемная семья Калужской области (2003-2006 гг.)" (прилагается) (в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ).
Статья 2
Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г. Калуга
26 сентября 2002 г.
№ 141-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе "Приемная семья
Калужской области (2003-2006 гг.)"
от 19 сентября 2002 г. N 141-ОЗ
(название приложения
в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ)
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Приемная семья Калужской области (2003-2006 годы)"
(название в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ).
Наименование программы: областная целевая программа "Приемная семья Калужской области (2003-2006 годы)" (в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ).
Государственный заказчик программы:
Министерство образования, культуры и спорта Калужской области.
(пункт в редакции Закона Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ)
Разработчики программы:
Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области,
Министерство образования, культуры и спорта Калужской области.
(пункт в редакции Закона Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ)
Дата принятия решения о разработке программы: постановление Правительства Калужской области от 01.03.02 г. N 34 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей в Калужской области на 2002-2003 гг."
Цель программы: обеспечить поэтапное развитие института приемной семьи в Калужской области, как одной из наиболее эффективных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Основные задачи:
- обеспечить широкую информированность населения Калужской области об условиях передачи и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях, о положительном опыте жизнедеятельности приемных семей;
- сформировать банк данных о потенциальных приемных родителях и обеспечить подготовку родителей-воспитателей для создания новых приемных семей;
- сформировать службу сопровождения приемной семьи и обеспечить всестороннюю социальную помощь приемным семьям;
- создать систему оценки и стимулирования труда приемных родителей и добиться повышения престижа труда приемных родителей в обществе;
- обеспечить систематическую совместную деятельность и координацию работы служб, несущих ответственность за устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Перечень основных мероприятий:
- адресная социальная и экономическая поддержка приемных семей;
- совершенствование нормативной базы их жизнедеятельности;
- формирование банка данных на потенциальные приемные семьи и организация их подготовки к созданию приемной семьи;
- пропаганда и информирование населения об институте приемной семьи.
Важнейшие показатели:
- рост числа приемных семей в области;
- увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семейной среде;
- снижение бюджетных расходов на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации: 2003, 2004, 2005, 2006 годы - четыре этапа по календарным годам (пункт в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ).
Исполнители основных мероприятий:
министерство здравоохранения и социального развития Калужской области,
министерство образования, культуры и спорта Калужской области,
департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области (по согласованию),
учреждения социальной сферы (по согласованию),
(пункт в редакции Закона Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ)
Объемы и источники финансирования
Источниками финансового обеспечения программы являются средства областного бюджета, средства бюджетов муниципальных образований Калужской области (по согласованию), средства федерального бюджета (в установленном законом порядке), внебюджетные и другие не запрещенные законом средства.
Средства бюджетов | 2003 г. (тыс. руб.) | 2004 г. (тыс. руб.) | 2005 г. (тыс. руб.) | 2006 г. | Всего: | |||
Областной бюджет | 3825,0 | 3825,0 | 3825,0 | 3825,0 | 15300,0 | |||
Федеральный бюджет <**> | 36,0 | <**> | <**> | <**> | <**> | |||
Бюджеты муниципальных образований области <*> | 11200,8 | <*> | <*> | <*> | <*> |
(таблица в редакции Закона Калужской области от 14 июля 2005 года N 100-ОЗ)
<*> Средства бюджетов муниципальных образований Калужской области на исполнение мероприятий программы в соответствии с законодательством предусматриваются ими самостоятельно и уточняются государственным заказчиком программы после их утверждения на очередной финансовый год.(в редакции Закона Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ)
----T-----------------------------------T-----------------------¬
¦ ¦ Наименование ¦Запланированные расходы¦
¦ ¦ муниципальных образований ¦бюджетов МО на 2003 год¦
¦ ¦ ¦ (тыс.руб.) ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 1.¦"Барятинский район" ¦ 650,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 2.¦"Боровский район" ¦ 176,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 3.¦"Дзержинский район" ¦ 154,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 4.¦"Жуковский район" ¦ 1077,1 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 5.¦"Город Белоусово" ¦ 352,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 6.¦"Город Кременки" ¦ 430,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 7.¦"Износковский район" ¦ 243,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 8.¦"Город Киров и Кировский район" ¦ 504,2 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ 9.¦"Город Козельск" ¦ 325,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦10.¦"Куйбышевский район" ¦ 62,4 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦11.¦"Малоярославецкий район" ¦ 281,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦12.¦"Медынский район" ¦ 139,4 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦13.¦"Тарусский район" ¦ 300,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦14.¦"Ульяновский район" ¦ 470,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦15.¦"Ферзиковский район" ¦ 565,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦16.¦"Хвастовичский район" ¦ 262,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦17.¦"Город Обнинск" ¦ 162,0 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦18.¦"Город Калуга" ¦ 5047,7 ¦
+---+-----------------------------------+-----------------------+
¦ ¦ИТОГО: ¦ 11200,8 ¦
L---+-----------------------------------+------------------------
В настоящее время приемные семьи созданы в 18 муниципальных образованиях Калужской области, поэтому расчеты затрат муниципальных бюджетов производились только по ним на основе заключенных соглашений о намерениях по реализации программы.
<**> Объёмы и источники финансирования" изложить в редакции: "Предполагается также привлечение средств действующих в настоящее время подпрограмм "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" федеральной целевой программы "Дети России.(в редакции Закона Калужской области от 30 января 2004 года N 290-ОЗ)
Ожидаемые конечные результаты
Создание эффективной системы взаимодействия граждан, органов местного самоуправления, органов государственной власти Калужской области, позволяющей реализовать право каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семье. Повышение престижа приемной семьи в обществе, улучшение социального самочувствия приемных родителей.
Система организации контроля за исполнением программы
Министерство образования,культуры и спорта Калужской области формирует Совет по реализации областной целевой программы "Приемная семья Калужской области (2003-2005 годы)" (в редакции Закона Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ).
Финансовые средства из областного бюджета на реализацию мероприятий программы выделяются государственному заказчику - министерству образования, культуры и спорта Калужской области и расходуются на основании решений Совета (в редакции Закона Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ).
Контроль за выполнением мероприятий осуществляет государственный заказчик программы(в редакции Закона Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ).
Общий контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Калужской области.
Министерство образования, культуры и спорта Калужской области по итогам этапов ежегодно направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области информацию об исполнении программы и эффективности использования выделенных на ее реализацию бюджетных средств (в редакции Закона Калужской области от 27 июня 2005 года N 89-ОЗ).
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В настоящее время в Калужской области проживает 5175 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только за 2001 год в области выявлено 845 детей, оставшихся без попечения родителей, более 90% из них-"социальные сироты", т.е. фактические сироты при живых родителях, лишенных родительских прав. Под опекой и попечительством в семьях граждан области воспитывается 2150 детей. Число усыновленных детей-сирот ежегодно уменьшается: в 2001 году усыновлено всего 96 детей, при этом только 49 детей усыновлены гражданами Российской Федерации. Значительная часть детей, оставшихся без попечения родителей, попадает в детские дома и другие интернатные учреждения (в 2001 году-312 человек, или 37% от общего числа выявленных за год). За последние 10 лет в области открылось 12 новых детских домов. Всего в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 2681 ребенок. Выпускники данных учреждений имеют множество проблем, связанных с адаптацией к самостоятельной жизни. Очень острыми для них являются проблемы социализации в обществе, получения жилья, создания собственной семьи. Многие из этих проблем могут быть решены автоматически, если ребенок воспитывается в семье.
Реальной альтернативой учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья.
Приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот, используется в большинстве развитых стран мира и в 60-ти регионах Российской Федерации.
Законодательной базой для развития института приемной семьи являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Семейный кодекс Российской Федерации (глава 21);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года N 829 "О приемной семье".
В Калужской области развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено как приоритетное направление реализации социальной политики в области.