Действующий

Об итогах призыва граждан на военную службу в 2000 году и мерах по обеспечению призыва граждан на военную службу в 2001 году

                                        Приложение к постановлению
                                   Правительства Калужской области
                                            13 апреля 2001 г. N 66


Информация
"Об итогах призыва граждан области на военную службу в 2000 году,
первоначальной постановке на воинский учет граждан 1984 года рождения
и мерах по обеспечению призыва граждан на военную службу в 2001 году"

Призыв на военную службу в 2000 году на территории Калужской области был проведен в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в установленные сроки.

Следует отметить, что призыв в военных комиссариатах районов (городов) области проходил в сложной, напряженной обстановке, обусловленной, в первую очередь, значительным недостатком призывных ресурсов в связи с увеличением штабом Московского военного округа наряда на призыв в 2000 году, вызванным сокращением срока службы военнослужащих по призыву, участвующих в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе.

Наряд штаба Московского военного округа на призыв граждан на военную службу в 2000 году областью выполнен полностью. Отправка граждан, призванных на военную службу, прошла организованно и в установленные сроки. Большая часть военных комиссариатов районов (городов) выполнили установленный наряд на призыв.

В лучшую сторону по организации и проведению призыва, выполнению установленного наряда отмечаются Октябрьский округ г.Калуги (106,3%), Дзержинский (111,1%), Малоярославецкий (106,0%), Кировский (104,3%) районы области.

Однако не во всех районах смогли организовать работу должным образом, в результате чего не выполнен установленный наряд на призыв граждан на военную службу в Ленинском (93,8%) и Московском (93,3%) округах г.Калуги, г.Обнинске (83,0%), Людиновском (84,3%), Жуковском (83,7%), Боровском (84,7%), Сухиничском (77,7%) и Хвастовичском (89,3%) районах.

Несмотря на проделанную работу по выполнению наряда на призыв, имели место недостатки, существенно влияющие на качество проведения призыва граждан на военную службу.

На фоне сложных социально-экономических условий в стране в области за последние несколько лет возросло количество граждан негодных или ограниченно годных к военной службе по состоянию здоровья. Так в 1997 году количество таких граждан составляло 25,6%, в 1998 году - 28,2%, в 1999 году - 31,4%, в 2000 году - 31,7% от общего количества состоящих на воинском учете призывников.

Сложившееся к настоящему времени положение с охраной здоровья подрастающего поколения, в том числе юношей, готовящихся исполнить воинскую обязанность, характеризуется тем, что каждый третий призывник не может проходить военную службу по состоянию здоровья.

Анализ итогов призыва граждан на военную службу в 2000 году показывает, что наряду с уменьшением количества призывников, годных к военной службе по состоянию здоровья, снижаются и другие качественные показатели, характеризующие направленное в войска пополнение.

В числе пополнения, направленного в войска, неуклонно увеличивается доля лиц, имеющих основное общее и начальное общее образование, которая составила в 2000 году 29,9% против 25,6% в 1999 году.

По итогам первоначальной постановки на воинский учет граждан 1984 г.р., проведенной в январе-марте 2001 года, поставлено на воинский учет 105 человек, имеющих 7 классов образования, 54 человека с образованием ниже 7 классов, и впервые - 14 неграмотных призывников.

Большой проблемой области является рост среди юношей призывного возраста наряду с наркоманией и связанных с ней заболеваний: ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита "С". Большинство глав муниципальных образований области и военных комиссаров обеспечили обследование призывников для выявления ВИЧ-инфекции. Впервые в области в 1999 г. признано негодными к военной службе из-за ВИЧ-инфекции 25 чел. (г. Обнинск - 22 чел., Боровский район - 3 чел.). В 2000 году количество признанных негодными к военной службе по ВИЧ-инфекции увеличилось до 28 человек. Расширилась зона распространения ВИЧ-инфекции среди призывников. ВИЧ-инфицированные призывники помимо г. Обнинска и Боровского района выявлены также в Ленинском округе г.Калуги, Жуковском, Бабынинском, Тарусском районах.

В связи с вышесказанным возникла проблема обследования призывников на ВИЧ-инфекцию.

Согласно перечню работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995г. N 877 обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию при поступлении на работу и периодических медицинских осмотрах подлежат только медицинские и научные работники лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений, занятых непосредственным обслуживанием ВИЧ-инфицированных или работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 октября 1998 г. N295 "О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ..." в целях улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции дополнительно утвержден конкретный перечень клинических показаний и заболеваний для обследования населения на ВИЧ - инфекцию на добровольной основе.

Обследование на ВИЧ-инфекцию призывников без наличия соответствующих показаний не предусмотрено действующим законодательством.

Себестоимость одного анализа на ВИЧ-инфекцию составляет 17 рублей. Финансовые затраты только на обследование годных к отправке в войска призывников в 2000 году составили 44676 рублей (17 х 2628). Поэтому обследование на ВИЧ-инфекцию призывников возможно только при условии изыскания дополнительных средств.

Наряду с проблемами, связанными с необходимостью обеспечения наиболее качественного состава пополнения, направляемого в войска, проведение призывной кампании осложнилось уклонениями граждан от призыва на военную службу, так в 2000 году уклонилось от призыва на военную службу 302 человек, что на 14,5% больше чем в 1999 году. Наиболее неблагоприятная обстановка в данном вопросе сложилась в г. Обнинске, где количество граждан, уклонившихся от призыва, составляет 79 человек (26% неявки по области).

Не снижается количество уклоняющихся от призыва в Ленинском (58 чел.), Московском (36 чел.) округах г. Калуги, Малоярославецком (11 чел.), Людиновском (17 чел.), Жуковском (15 чел.), Козельском (20 чел.), Сухиничском (14 чел.) районах. Причины такого явления вполне очевидны: военные действия на Северном Кавказе, безудержная и разнузданная антивоенная пропаганда.

Особую озабоченность вызывает количество письменных обращений военных комиссаров, по которым органами внутренних дел не приняты необходимые меры к розыску граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Общее количество таких обращений - 301, в том числе по Ленинскому округу г.Калуги - 79, Московскому округу - 31, Октябрьскому округу - 44; г. Обнинску - 89, Дзержинскому району - 6, Жуковскому району - 15, Сухиничскому району - 36.

По большому количеству граждан письменные обращения направлялись в РОВД два и более раза. Общее количество таких обращений составляет 320, в том числе: ВК Ленинского округа г. Калуги - 22, ВК Московского округа г. Калуги - 49, ВК Октябрьского округа г. Калуги - 26, ВК г. Обнинска - 24, ВК Людиновского района - 19, ВК Малоярославецкого района - 2, ВК Боровского района - 2, ВК Дзержинского района - 27, ВК Жуковского района - 17, ВК Козельского района - 146, ВК Мосальского района - 2.

Количество граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, прибытие которых обеспечено силами ОВД, крайне низкое и составляет всего 29 человек. В лучшую сторону в данном вопросе отмечаются ОВД Октябрьского округа г. Калуги - 14 чел., Московского округа г. Калуги - 4 чел., Жуковского района - 4 чел., Людиновского района - 4 чел. Хотя со стороны некоторых начальников РОВД имеют место факты формального отношения к розыску граждан, уклоняющихся от призыва.

Для противодействия уклонениям граждан от призыва на военную службу, сведения этого явления к минимуму нужен очень широкий спектр мер, но одними из важнейших среди них должны стать меры по обеспечению неотвратимости воздействия за нарушение Закона, чтобы уклоняющиеся от призыва не чувствовали себя вольготно в обстановке безнаказанности и не решали самостоятельно и произвольно проблему "служить или не служить".

Первоначальная постановка на воинский учет граждан 1984 г. рождения на территории Калужской области проведена в установленные сроки, в полном объеме в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Подлежало постановке на воинский учет 8164 человек, поставлено на воинский учет 8055 чел. (98,7%). Не явилось на первоначальную постановку 109 чел. (1,3%), в том числе в военных комиссариатах г.Обнинска - 40 чел., Людиновского района - 8 чел., Малоярославецкого района - 6 чел., Дзержинского района - 15 чел., Сухиничского района - 16 чел. По сравнению с 2000 годом количество не явившихся на первоначальную постановку на воинский учет увеличилось с 26 до 109 чел., что указывает на низкий уровень взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел по розыску граждан, уклоняющихся от первоначальной постановки на воинский учет.

В результате медицинского освидетельствования граждан 1984 г.р. при постановке их на воинский учет определены следующие категории годности их к военной службе:

"А" - годные к военной службе - 2595 чел. (31,8%),