ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 сентября 2000 года N 42-ОЗ


Об областной целевой программе "Сахарный диабет" на 2001-2005 гг.

Принят
 Законодательным Собранием
21 сентября 2000 года

Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Сахарный диабет" на 2001-2005 гг. (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
В.В.Сударенков

 

г. Калуга
29 сентября 2000 г.
№ 42-ОЗ

                                                        Приложение
                                        к Закону Калужской области
                                    от 29 сентября 2000 г. N 42-ОЗ

Областная целевая программа "Сахарный диабет" на 2001-2005 гг.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

"Сахарный диабет" (далее - СД) - одно из наиболее распространенных заболеваний в промышленно - развитых странах.

По данным экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в мире более 100 млн. человек страдают СД, а к 2010 г. это число удвоится. Среди населения нашей страны распространенность этого заболевания достигает 1,5-3,5%. Установлено, что больных со скрытой формой болезни в 2 раза больше, чем больных с явным СД.

В Калужской области ежегодно выявляется около 1000 больных СД.

Распространенность СД в Калужской области составляет 254,6 для больных с инсулинозависимым СД и 1357,3 на 100 тыс. взрослого населения для больных с инсулинонезависимым СД.

На 1 января 2000 г. в области зарегистрировано 12168 больных СД, из них больных, получающих инсулин - 1993 человека. В областном центре - 5248 больных СД (или 43%), из них получают инсулин 873 человека. 76 детей и 37 подростков страдают инсулинозависимым СД. Все дети инвалиды детства. 90% из них уже в детском возрасте имеют сосудистые осложнения в виде поражения глаз, почек, печени, нервной и костно-мышечной системы. Ежегодно выявляются новые случаи СД у детей.

СД опасен своими осложнениями. Примерно 60% больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, 80% потерявших зрение, 80% людей с ампутированными нижними конечностями - это больные с тяжелыми осложнениями СД. Грозные сосудистые осложнения на 20-30 лет сокращают продолжительность жизни больных СД, приводят к ранней инвалидности и смертности.

В Калужской области около 6% больных СД - инвалиды.

Стоимость лечения больных СД очень высока. По данным научного эндокринологического центра РАМН эффективное лечение одного больного СД стоит около 2 тысяч долларов в год, хотя мировой стандарт предусматривает сумму в 3 раза большую. В Калужской области только на инсулины на одного больного тратится более 8 тыс. руб. в год.

За последние годы в связи со сложной экономической ситуацией ухудшилось медицинское и социальное обеспечение больных СД:

- обеспеченность сахароснижающими препаратами составляет 70-80% от потребности;

- в лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) г. Калуги не определяется гликозилированный гемоглобин;

- больные не обеспечены глюкометрами и индикаторными полосками, больные СД дети и подростки обеспечены ими всего на 30 процентов;

- страдает система обучения больных СД вследствие недостатка школ по обучению;

- до настоящего времени не созданы условия для ранней диагностики СД.

Решение этих проблем предполагается реализацией мероприятий настоящей Программы.

Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

1. Квалифицированное лечение больных современными лекарственными препаратами, для достижения хорошей компенсации СД с целью предупреждения его поздних осложнений.

2. Снижение инвалидизации больных СД на 20-30 процентов.

3. Уменьшение количества ампутаций нижних конечностей вследствие сосудистых осложнений СД на 30 процентов.

4. Исключение смертности от СД в детском возрасте.

Для достижения указанных целей подлежат решению следующие задачи:

1. Совершенствование диабетологической службы в области.

2. Бесперебойное гарантированное обеспечение больных СД лекарствами и средствами самоконтроля.

3. Совершенствование автоматизированного учета лиц, страдающих СД.

Система программных мероприятий

Совершенствование диабетологической службы

В настоящее время в области работают 2 эндокринологических отделения: в областной больнице и городской больнице N 2 г. Калуги, где оказывается специализированная помощь больным СД. Кроме того, выделены эндокринологические специализированные койки в Людиновском, Боровском районах, детской областной и городской больницах. Работают 3 школы для обучения больных СД: в городской больнице N 2, детской областной и городской больницах. На средства областной целевой программы "Сахарный диабет" 1998-2000 гг. закуплено оборудование для школы больных СД в областную больницу. Организация помощи больным СД требует совершенствования. В 12 районах области нет врачей - эндокринологов, не налажена система помощи больным, имеющим сосудистые осложнения. Поэтому, с целью существенного улучшения качества помощи больным СД в программу включены:

- создание областного диабетологического центра на базе эндокринологического отделения и консультативной поликлиники областной больницы;

- расширение сети эндокринологических кабинетов в Хвастовичском и Жиздринском районах;

- подготовка врачей-эндокринологов, для чего планируется организация выездного цикла усовершенствования Российской медицинской академии последипломного образования в г. Калуге. Подготовка детских эндокринологов, окулистов и хирургов для оказания специализированной помощи больным СД планируется на центральных базах;

- создание школ больных СД: для подробного информирования их о болезни, о принципах лечения, режиме питания, выборе профессии, обучения навыкам введения лекарственных препаратов, самоконтроля уровня сахара крови.

В программе предусмотрена организация таких школ в 4-х районах области, запланировано необходимое их оснащение, а также обеспечение расходными материалами уже работающих школ СД, подготовка медицинского персонала для работы в этих школах.

Обеспечение автоматизированного учета больных сахарным диабетом

Автоматизированный учет больных СД организован на базе информационно-вычислительного центра департамента здравоохранения и лекарственного обеспечения.

Автоматизированный учет больных СД в области необходим для получения оперативной информации о фактической заболеваемости СД, причинах инвалидности и смертности больных. Этот учет позволит контролировать состояние лечебной помощи, эффективность профилактических мер, уровень обеспечения больных инсулином и другими медикаментами, что приведет к значительному улучшению качества "специализированной помощи больным СД с учетом динамики заболеваемости и структуры осложнений. Программой предусмотрено приобретение вычислительной техники, расходных материалов, методических рекомендаций.

Обеспечение больных сахарным диабетом лекарствами,
средствами для введения инсулина, средствами самоконтроля

Успех лечения больных СД и профилактика его поздних осложнений зависят от правильного подбора лекарственных препаратов. Необходимо использование высокоочищенных инсулинов, эффективных таблетизированных лекарственных средств. Для правильного подбора дозы лекарственного препарата необходим контроль уровня сахара в крови, что достигается использованием средств самоконтроля: индивидуальных глюкометров со специальными индикаторными полосками и визуальных индикаторных полосок "Глюкахром-Д". В программе предусмотрено постепенное обеспечение глюкометрами участковых больниц в районах области, а также всех отделений скорой помощи для быстрого определения уровня гликемии и качественного оказания помощи больным.

Запланировано обеспечение больных СД одноразовыми инсулиновыми шприцами и части больных (молодого возраста, беременных женщин, больных, имеющих тяжелые сосудистые осложнения), шприцами-ручками, которые позволяют точно дозировать инсулин.

Для предупреждения инвалидности, смертности больных СД необходимо кроме достижения компенсации уровня гликемии, лечение сосудистых осложнений со стороны глаз, сердца, почек, нижних конечностей. Запланировано медикаментозное обеспечение больных и проведение лазеркоагуляции больным с ретинопатиями.

Источники финансирования и сумма необходимых средств

Финансирование областной программы обеспечивается за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований.

В целом на реализацию программы требуется финансирование в объеме 220954,6 тыс. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 50717,0 тыс. руб., областного бюджета - 41746,5 тыс. руб., бюджетов муниципальных образований - 121727,6 тыс. руб., из бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования - 6763,5 тыс. руб. в объеме Программы государственных гарантий обеспечения жителей Калужской области бесплатной медицинской помощью.

Механизм реализации программы

Программа будет реализовываться в соответствии с намеченными мероприятиями под контролем департамента здравоохранения и лекарственного обеспечения области. Ежегодно при реализации программы будет проводиться коррекция сумм, затрачиваемых из бюджетов муниципальных образований области, в зависимости от изменения количества больных.

Сроки и этапы реализации программы


------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
|    Мероприятия     |           Стоимость, тыс. руб.             | Сумма, |   Источник   |   Исполнитель   |
|   по реализации    +--------------------------------------------+тыс.руб.|финансирования|                 |
|     программы      |2001 г. |2002 г. |2003 г. |2004 г. |2005 г. |        |              |                 |
+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+-----------------+
|1. Совершенствование|        |        |        |        |        |        |              |Департамент      |
|диабетологической   |        |        |        |        |        |        |              |здравоохранения и|
|службы области:     |        |        |        |        |        |        |              |лекарственного   |
|создание            |        |  49,0  |        |        |        |   49,0 |Областной     |обеспечения      |
|консультативно -    |        |        |        |        |        |        |бюджет        |области          |
|диагностического    |        |        |        |        |        |        |              |(далее - ДЗ и ЛО)|
|областного          |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|диабетологического  |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|центра (приложение  |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|N 2);               |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- расширение сети   |        |        |  10,1  |  10,1  |        |   20,2 |Бюджеты       |ДЗ и ЛО, ЛПУ     |
|эндокринологических |        |        |        |        |        |        |муниципальных |районов и        |
|кабинетов в районах:|        |        |        |        |        |        |образований   |г. Калуги        |
|Жиздринском,        |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Хвастовичском       |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|(приложение N 3);   |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- подготовка высоко-|  13,0  |  14,0  |   8,0  |  99,0  |   9,0  |  143,0 |Областной     |ДЗ и ЛО          |
|квалифицированных   |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|кадров (приложение  |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|N 4);               |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- организация школ  |        | 100,563| 100,563| 100,563| 100,563| 402,252|Бюджеты       |ДЗ и ЛО, ЛПУ     |
|самоконтроля СД в   |        |        |        |        |        |        |муниципальных |районов и        |
|районах области:    |        |        |        |        |        |        |образований   |г. Калуги        |
|Дзержинском,        |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Боровском,          |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Людиновском,        |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Кировском           |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|(приложение N 5);   |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- приобретение      |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|расходных материалов|        |        |        |        |        |        |              |                 |
|для школ больных    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|СД в:               |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|областной           | 102,21 | 102,21 | 102,21 | 102,21 | 102,21 |  511,05|Областной     |ДЗ и ЛО          |
|больнице,           |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|городской больнице  | 102,21 | 102,21 | 102,21 | 102,21 | 102,21 |  511,05|Бюджет        |ЛПУ районов и    |
|"Сосновая роща",    |        |        |        |        |        |        |МО "г. Калуга"|г. Калуги        |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|детской областной   |  13,22 |  13,22 |  13,22 |  13,22 |  13,22 |   66,1 |Областной     |ДЗ и ЛО          |
|больнице,           |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|детской городской   |  13,22 |  13,22 |  13,22 |  13,22 |  13,22 |   66,1 |Бюджет        |ЛПУ г. Калуги    |
|больнице            |        |        |        |        |        |        |МО "г. Калуга"|                 |
|(приложение N 6)    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+-----------------+
|Итого:              | 243,86 | 394,42 | 349,52 | 440,52 | 340,42 | 1768,74|              |                 |
+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+-----------------+
|2. Обеспечение      |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|работы по           |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|автоматизированному |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|учету больных СД:   |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- приобретение      |  46,0  |   4,0  |   4,0  |   4,0  |   4,0  |   62,0 |Областной     |ДЗ и ЛО          |
|вычислительной      |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|техники и расходных |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|материалов для      |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|областного уровня   |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Регистра больных    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|СД;                 |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- приобретение      |  14,0  |  14,0  |  14,0  |  14,0  |  14,0  |   70,0 |Бюджеты       |ЛПУ районов и    |
|расходных           |        |        |        |        |        |        |муниципальных |г. Калуги        |
|материалов,         |        |        |        |        |        |        |образований   |                 |
|обеспечение районных|        |        |        |        |        |        |              |                 |
|уровней Регистра    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|(приложение N 7)    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+-----------------+
|Итого:              |  60,0  |  18,0  |  18,0  |  18,0  |  18,0  |  132,0 |              |                 |
+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+-----------------+
|3. Обеспечение      |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|взрослых  больных   |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|СД лекарствами,     |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|средствами для      |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|введения инсулинов  |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|и средствами        |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|самоконтроля        |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|(приложения N 8, 9):|        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- обеспечение       | 9509,82| 9509,82| 9509,82| 9509,82| 9509,82|47549,07|Федеральный   |Д3 и ЛО          |
|лекарствами;        |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    | 6339,88| 6339,88| 6339,88| 6339,88| 6339,88|31699,38|Областной     |ДЗ и ЛО          |
|                    |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |15849,7 |15849,7 |15849,7 |15849,7 |15849,7 |79248,45|Бюджеты       |ЛПУ районов и    |
|                    |        |        |        |        |        |        |муниципальных |г. Калуги        |
|                    |        |        |        |        |        |        |образований   |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Итого:              |31699,38|31699,38|31699,38|31699,38|31699,38|158496,9|              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- Обеспечение       |  432,72|  432,72|  432,72|  432,72|  432,72|  2163,6|Бюджеты       |ЛПУ районов и    |
|средствами для      |        |        |        |        |        |        |муниципальных |г. Калуги        |
|введения инсулина;  |        |        |        |        |        |        |образований   |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- обеспечение       |  807,4 |  807,4 |  807,4 |  807,4 |  807,6 | 4037,0 |Областной     |Д3 и ЛО          |
|больных средствами  |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|самоконтроля;       |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    | 3229,6 | 3229,6 | 3229,6 | 3229,6 | 3229,6 |16148,0 |Бюджеты       |ЛПУ районов и    |
|                    |        |        |        |        |        |        |муниципальных |г. Калуги        |
|                    |        |        |        |        |        |        |образований   |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Итого:              | 4469,72| 4469,72| 4469,72| 4469,72| 4469,72|22348,6 |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- обеспечение       | 1352,7 | 1352,7 | 1352,7 | 1352,7 | 1352,7 | 6763,5 |Бюджет        |ЛПУ районов и    |
|больных средствами  |        |        |        |        |        |        |областного    |г. Калуги        |
|для лечения поздних |        |        |        |        |        |        |фонда         |                 |
|осложнений;         |        |        |        |        |        |        |обязательного |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |медицинского  |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |страхования   |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |(далее -      |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |ОФОМС)        |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    | 3148,8 | 3148,8 | 3148,8 | 3148,8 | 3148,8 |15744,0 |Бюджеты       |ЛПУ районов и    |
|                    |        |        |        |        |        |        |муниципальных |г. Калуги        |
|                    |        |        |        |        |        |        |образований   |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Итого:              | 4501,5 | 4501,5 | 4501,5 | 4501,5 | 4501,5 |22507,5 |              |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|- обеспечение       |  633,6 |  633,6 |  633,6 |  633,6 |  633,6 | 3168,0 |Федеральный   |ДЗ и ЛО          |
|больных СД детей    |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|и подростков        |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|средствами          |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|самоконтроля        | 1107,59| 1017,84| 1017,84| 1017,84| 1017,84| 5178,9 |Областной     |ДЗ и ЛО          |
|                    |        |        |        |        |        |        |бюджет        |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|                    | 1542,59| 1452,9 | 1452,9 | 1452,9 | 1452,9 | 7354,2 |Бюджеты       |ЛПУ районов и    |
|                    |        |        |        |        |        |        |муниципальных |г. Калуги        |
|                    |        |        |        |        |        |        |образований   |                 |
|                    |        |        |        |        |        |        |              |                 |
|Итого:              | 3283,78| 3104,28| 3104,28| 3104,28| 3104,28|15700,9 |              |                 |
+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+-----------------+
|Всего:              |44258,2 |44187,3 |44142,4 |44233,4 |44133,3 |220954,6|              |                 |
|--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------------+------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»