Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 1990 годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.
За прошедшее время на федеральном уровне сформирована значительная законодательная, правовая и нормативно-методическая база, определившая основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания.
Основными документами в этом направлении явились Законы Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года, "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которыми предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья в соответствии с договором найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, а коммунальных услуг - независимо от форм собственности жилья, с достижением 100 % покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет платежей граждан с одновременным переходом на бюджетную форму социальной поддержки низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг вместо дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время существуют следующие виды собственности жилищного фонда:
- государственный жилищный фонд:
- ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;
- фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также неведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
муниципальный жилищный фонд:
- фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
общественный жилищный фонд:
- фонд, состоящий в собственности общественных объединений, жилищный фонд в коллективной собственности:
- фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов государственной, муниципальной и частной собственности, собственности общественных объединений;
частный жилищный фонд:
- фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
- фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.
Изменяется структура управления жилищно-коммунальным хозяйством области и структура предприятий отрасли.
В соответствии с новым законодательством изменились и их задачи.
Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных отношений перенесена на уровень местного самоуправления (муниципального образования), что потребовало разработки целевой программы реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства в Калужской области, которая предусматривала бы продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства с последовательным совершенствованием системы оплаты жилья, сокращением бюджетных дотаций; снижение издержек и тарифов при поддержании стандартов качества услуг через энергосбережение, развитие конкуренции и демонополизации при предоставлении услуг, связанных с управлением и содержанием жилищного фонда; смягчение процесса перехода к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства для населения и совершенствование адресной защиты малообеспеченных граждан.