_______________________________
Утратил силу на основании
Закона Калужской области от 2 июля 2007 года N 334-ОЗ
_______________________________
Принят
Законодательным Собранием
10 апреля 1998 года
Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории Калужской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на муниципальные органы управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц, на муниципальные органы управления здравоохранением в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на муниципальные органы управления социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, имеющих неблагоприятные условия воспитания в семье;
- защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
- защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых Законом интересов несовершеннолетних;
- воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калужской области.
Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
- организуют выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родителей; несовершеннолетних, имеющих неблагоприятные условия для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;
- устанавливают и прекращают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами; назначают, освобождают и отстраняют опекунов и попечителей;
- осуществляют деятельность по выявлению, устройству, охране имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом;
- определяют лицо, которому на основании решения суда передается право постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, и действующего на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с органами опеки и попечительства;
- заключают договор с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
- выносят решение о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;
- дают предварительное разрешение родителям (усыновителям), опекунам на оформление передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетним, не достигших возраста 14 лет, а достигших возраста 14 лет самим несовершеннолетним с согласия родителей (усыновителей), попечителей;
- оформляют в трехмесячный срок договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние (в отношении не достигших возраста 14 лет договора оформляются по заявлениям их законных представителей, достигших возраста 14 лет - по их заявлению с согласия законных представителей);
- дают предварительное разрешение на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, а также в отношении жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права, в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года № 1541-1;
- дают предварительное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в т.ч. обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества, или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, в соответствии со ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- выносят решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в порядке, установленном действующим законодательством;
- возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних;
- решают вопросы присвоения или изменения фамилии несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
- осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения;
- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
1. Муниципальные органы управления образованием:
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
- дают предварительное разрешение для совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим порядок управления имуществом подопечного;
- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
- в установленном Законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи может отстранить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
- подготавливают материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
- привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
- участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
- ведут учет выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечивают устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
- осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, имеющих неблагоприятные условия для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
- ведут первичный учет лиц, желающих усыновить детей;
- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
- дают разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным;
- дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным ( эмансипированным);
- участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи и других случаях, предусмотренных законодательством, участвуют в рассмотрении судом дел об усыновлении (удочерении) ребенка;
- проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
- разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
- участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
- осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
- готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
- осуществляют контроль за условиями жизни, воспитания и образования детей, находящихся в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот;
- готовят заключение о возможности отпуска воспитанника, лишенного попечения родителей, на каникулы и другие дни к родственникам и другим лицам;
- защищают права выпускников детских государственных учреждений.
Для осуществления функций по опеке и попечительству в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальные органы управления образованием может дополнительно вводиться должность специалиста по охране детства из расчета 1 специалист на пять тысяч населения в возрасте до 18 лет, но не менее одного специалиста на муниципальное образование.
2. Муниципальные органы управления здравоохранением:
- выявляют лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
- оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия;
- осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия в психиатрические или психоневрологические учреждения;
- оказывают содействие органам управления образованием в выявлении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей.
3. Муниципальные органы управления социальной защитой населения:
- выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья;
- оказывают необходимую помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
- осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
В целях координации деятельности по вопросам опеки и попечительства в Калужской области создается межведомственная комиссия по делам опеки и попечительства.
Положение о комиссии и ее состав утверждается Правительством Калужской области.
В муниципальных образованиях, не имеющих органов управления образованием, здравоохранением, социальной защитой, органы местного самоуправления непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству, предусмотренные 3 и 5 статьями настоящего Закона.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области В.В. Сударенков
г.Калуга,
20 апреля 1998 г.
№ 4-ОЗ