В современном мире уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфрастуктуры становятся непременным условием развития общества, ведущими ресурсами которого выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Развитие экономики знаний, или новой экономики, когда создание, распространение, обмен и использование информации обеспечивают решающий вклад в экономику, превращает систему образования в одну из наиболее инвестиционно привлекательных сфер.
В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Реализация стратегических целей совершенствования как региональной, так и общероссийской системы профессионального образования предполагает:
- формирование оптимальной сети образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования, способной обеспечить современный уровень качества образовательных услуг и удовлетворение потребностей различных групп потребителей образовательных услуг;
- обеспечение системной интеграции образования и науки, профессионального образования и производства, создания и поддержки деятельности интегрированных научно-производственно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров в целях повышения эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы Калужской области.
Интеграция профессионального образования различных уровней имеет особенно большое значение для Калужской области. По данным уполномоченного государственного органа в области занятости населения в настоящее время на территории области проживает 215,7 тыс. человек в возрасте от 16 до 29 лет, что составляет 21% от общей численности населения. Около 114 тысяч молодых людей (22% от общей численности экономически активного населения) занято в различных секторах экономики. На протяжении последних трех лет более 20 тысяч молодых граждан ежегодно обращаются в уполномоченный государственный орган в области занятости населения за содействием в трудоустройстве, причем по данному показателю отмечается устойчивый рост (с 42% в 2003 году до 45% в 2004 году). Увеличение потребности в услугах уполномоченного государственного органа в области занятости населения среди молодых граждан свидетельствует об актуальности проблемы предоставления востребованного на рынке труда профессионального образования, возможности его получения и трудоустройства.
Среди получивших статус безработного доля молодых людей увеличилась с 42,3% в 2003 году до 43,8% в 2004 году. Ежегодно в уполномоченный государственный орган в области занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается примерно 2000 выпускников всех видов учебных заведений на территории Калужской области. В 2004 году этот показатель составил 2215 человек. Доля выпускников учебных заведений среди безработных граждан увеличилась с 9,9% в 2003 году до 12,2% в 2004 году. Это свидетельствует как о росте несоответствия между структурой профессий, получаемых в системе профессионального образования, и потребностями рынка труда, так и о неполном соответствии качества подготовки выпускников требованиям работодателей.
Дисбаланс между числом выпускников учреждений системы профессионального образования по основным группам направлений подготовки и потребностями организаций области в соответствующих специалистах подтверждается результатами мониторинга и прогноза потребности 55 ведущих организаций области в квалифицированных специалистах по группам направлений профессионального образования. Так, прогнозируется, что доля специалистов с высшим техническим образованием (инженеры) в общей потребности в кадрах возрастет с 82% в 2005 году до 88% в 2010 году, а потребность в специалистах с высшим финансово-экономическим и гуманитарным образованием (юристы и др.) снизится соответственно с 14,7% до 10% и с 2,9% до 1,6%. В то же время прием в вузы Калужской области на экономические и гуманитарные специальности в последние годы растет. Приведенные данные показывают, что интеллектуальный потенциал профессионального образования еще не в полной мере отвечает социально-экономическим потребностям Калужской области.
Серьезные проблемы назревают в кадровом обеспечении региональной науки. Неуклонно повышается средний возраст научных и научно-педагогических кадров. Все меньше молодежи работает в научно-образовательной сфере. Такая тенденция подтверждает актуальность проблемы интеграции образования, науки и производства, необходимость привлечения молодежи к научным исследованиям уже во время обучения в школе.
Эффективное решение этих проблем может быть обеспечено через развитие системы профессионального образования по пути создания региональных образовательных округов, университетских комплексов.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. № 676 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 49) указано, что с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов могут создаваться университетские комплексы, объединения образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в форме ассоциаций (союзов).
В рамках Федеральной программы развития образования был создан проект "Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов", предполагавший отработку различных моделей интеграции образовательных учреждений, разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня. За последние четыре года в субъектах Российской Федерации были созданы более 20 университетских комплексов или округов различных форм. Опыт показывает, что решение проблем модернизации и реформирования системы профессионального образования, ориентации ее на удовлетворение нужд региона связано с созданием университетских округов и комплексов.
Система профессионального образования Калужской области насчитывает 102 учебных заведения. Среди них: 29 вузов, в том числе 2 государственных вуза и 14 филиалов государственных вузов, 4 - негосударственных вуза и 9 филиалов негосударственных вузов; 33 учреждения среднего профессионального образования, из которых 27 являются государственными и 6 - негосударственными; 40 учреждений начального профессионального образования, из которых 32 - находятся в ведении органов государственной власти Калужской области и 8 - в ведении федеральных органов государственной власти. В условиях разобщенности в системе профессионального образования, отсутствия в ней механизмов учета и удовлетворения кадровой потребности региона создание регионального университетского округа, наделенного соответствующими полномочиями, является способом решения задачи построения оптимальной системы профессионального образования, интегрированной в социально-экономическую инфраструктуру субъекта Российской Федерации, региональную систему образования, науки и производства.
Ученые советы двух государственных вузов, расположенных на территории Калужской области, являющихся региональными научными и образовательными центрами, имеющими широкие связи с различными учреждениями науки и образования, - Калужского государственного педагогического университета им.К.Э.Циолковского и Обнинского государственного технического университета атомной энергетики, - приняли решение о создании на базе этих вузов университетских комплексов.
Правительством Калужской области 20 апреля 2005 года принято постановление № 100 "О разработке областной целевой программы "Университетский комплекс", в котором одобрены предложения названных вузов о выполнении функций базовых организаций по созданию университетских комплексов.
Создание в области университетских комплексов, ассоциаций, образующих в соответствии с законодательством ассоциацию региональный университетский округ, реально объединяющих специалистов, работающих в различных учебных заведениях, научно-исследовательских организациях и промышленных предприятиях, позволит повысить научно-образовательный потенциал каждого учреждении, входящего в округ, выделить приоритетные направления развития материально-технической, учебно-лабораторной, научно-исследовательской базы ведущих вузов области, скоординировать и оптимизировать развитие системы профессионального образования в области в целом.
Создаваемые в рамках университетского округа ассоциации, учебно-научно-инновационные комплексы призваны стать центрами генерации знаний, обеспечивающими развитие важнейших отраслей науки и воспроизводство научных кадров высшей квалификации.
Необходимость принятия настоящей программы обусловлена тем, что программно-целевой подход к формированию регионального университетского округа, созданию университетских комплексов позволяет эффективно планировать развитие учреждений профессионального образования, создание и развитие механизмов интеграции, координировать состав и деятельность субъектов регионального образовательного пространства, создавая тем самым основы для его единства. В период осуществления мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы профессионального образования, затрагивающих интересы множества учреждений и организаций различного подчинения, данный подход особо актуален.