______________________________________
Действие Закона приостановлено с 01.01.2009 по 31.12.2009 на основании Закона Калужской области от 2 декабря 2008 года N 496-ОЗ; в 2010 году с 1 января по 31 декабря 2010 года на основании Закона Калужской области от 4 декабря 2009 года N 600-ОЗ в части финансирования из областного бюджета
_______________________________________
Принят
Законодательным Собранием
15 сентября 2005 года
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Региональный университетский округ" на 2006-2010 годы (прилагается).
Статья 2.
Финансирование мероприятий данной программы за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор Калужской области
В.Н.Логинов
г.Калуга
26 сентября 2005 г.
№ 119-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
"Региональный университетский округ"
на 2006-2010 годы"
от 26 сентября 2005 года N 119-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Региональный университетский округ"
на 2006-2010 годы"
1. Наименование | Областная целевая программы "Региональный университетский округ" на 2006-2010 годы" | |||||||||||
| Министерство образования, культуры и спорта Калужской области | |||||||||||
| Министерство образования, культуры и спорта Калужской области | |||||||||||
| Постановление Губернатора Калужской области от 20 апреля 2005 года № 100 "О разработке областной целевой программы "Университетский комплекс" | |||||||||||
| Повышение эффективности и качества профессионального образования, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследования по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы Калужской области через образование регионального университетского округа и создание университетских комплексов. | |||||||||||
| 1. Разработка механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей Калужской области в профессиональных кадрах необходимой квалификации. 2. Оптимизация затрат на осуществление профессиональной подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда. 3. Создание механизма, позволяющего оптимизировать взаимодействие учреждений науки и образования в целях совместной генерации знаний. 4. Развитие системы допрофессиональной подготовки учащихся за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы учреждений университетских комплексов с целью воспроизводства и развития научного потенциала Калужской области. 5. Привлечение ресурсов Калужской области для совершенствования материально-технической и научно-образовательной базы системы профессионального образования Калужской области. 6. Минимизация межведомственных барьеров в совместном использовании материально-технической и научно-образовательной базы образовательных учреждений в целях повышения качества профессионального образования Калужской области. | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
целевые | Коэффициент дисбаланса (Кдис) - | |||||||||||
показатели | отношение доли зачисленных на обучение в учреждения профессионального образования по основным группам направлений подготовки в общем числе зачисленных на обучение в текущем году(О) к доле специалистов соответствующего профиля в общей потребности предприятий и организаций области в соответствующих специалистах (П) (Кдис = О/П> 1) |
|
|
|
|
|
| |||||
Соотношение доли (в %) выпуск- |
|
|
|
|
|
| ||||||
Соотношение числа совмещенных учебных планов и программ, обеспечивающих осуществление непрерывного профессионального образования, в учреждениях университетского округа и числа совмещенных учебных планов и программ в других учреждениях профессионального образования области |
|
|
|
|
|
| ||||||
Соотношение доли студентов (в % к общему числу студентов), обучающихся по совмещенным учебным планам с сокращенными сроками обучения в учреждениях университетского округа, и доли студентов, обучающихся по совмещенным учебным планам с сокращенными сроками обучения в других учреждениях профессионального образования |
|
|
|
|
|
| ||||||
Соотношение числа совместных кафедр, учебно-научных лабораторий в организациях, входящих в университетский округ, и числа совместных кафедр, учебно-научных лабораторий в других учреждениях профессионального образования области |
|
|
|
|
|
| ||||||
Число детей, охваченных программами, ориентированными на работу с одаренными детьми и реализуемыми на базе университетского округа |
|
|
|
|
|
| ||||||
| 2006-2010 гг. | |||||||||||
| I. Развитие нормативной правовой базы. II. Перестройка структуры и содержания профессионального образования Калужской области в соответствии с потребностями регионального рынка. III. Обеспечение содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями профессионального образования с целью оптимизации затрат и повышения качества профессиональной подготовки кадров. IV. Оптимизация взаимодействия учреждений науки и образования в процессе проведения научных исследований и подготовки кадров. V. Взаимодействие учреждений общего образования с научными организациями и учреждениями профессионального образования с целью повышения качества подготовки кадров. VI. Совершенствование материально-технической базы университетского образовательного округа. | |||||||||||
| Министерство образования, культуры и спорта Калужской области, министерство промышленности, науки и малого предпринимательства Калужской области, органы местного самоуправления | |||||||||||
|
|
| ||||||||||
источники | финансирования | Всего | 2006 | (**)2007(**) | 2008(**) | 2009(**) | 2010(**) | |||||
финансирования программы | Областной бюджет |
|
|
|
|
|
| |||||
Муниципальные бюджеты | (***) |
|
|
|
|
| ||||||
Внебюджетные источники | (****) |
|
|
|
|
| ||||||
Итого по программе |
|
|
|
|
|
| ||||||
** Финансирование мероприятий по совершенствованию материально-технической базы регионального университетского округа ежегодно уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год. *** Финансирование мероприятий программы за счет средств местных бюджетов ежегодно уточняется после принятия представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов о местных бюджетах на очередной финансовый год. **** В соответствии с законодательством объем финансирования из внебюджетных источников будет уточняться по мере привлечения юридических и физических лиц к выполнению мероприятий программы. | ||||||||||||
| На основе реализации программы к концу 2010 года предполагается получить следующие результаты: 1. Создать механизм учета социально-экономических потребностей области в выпускниках учреждений профессионального образования, обеспечивающий: - ежегодное сокращение на 10% дисбаланса между структурой профессий, получаемых в системе профессионального образования, и потребностями рынка труда, приведение в соответствие направлений и видов профессиональной подготовки, контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования, вошедшие в университетский образовательный округ, с кадровыми потребностями Калужской области; - снижение не менее чем на 20% доли безработных в общей численности выпускников учреждений профессионального образования; - открытие новых направлений подготовки в соответствии с потребностями рынка труда. 2.Обеспечить содержательную и организационную преемственность между уровнями и ступенями профессионального образования, способствующую оптимизации затрат и повышению качества профессиональной подготовки кадров; увеличить с 8 до 22% долю студентов, обучающихся в учреждениях университетского округа по совмещенным учебным планам с сокращенными сроками обучения. 3.Организовать взаимодействие учреждений науки и образования и создать условия для совместного проведения научных исследований и подготовки кадров. 4. Усовершенствовать систему допрофессиональной подготовки учащихся за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы учреждений университетского округа с целью воспроизводства и развития научного потенциала области; увеличить на 75% число детей, охваченных программами различной направленности, ориентированными на работу с одаренными детьми. 5. Обеспечить совершенствование материально-технической базы учреждений профессионального образования, входящих в университетский образовательный округ. | |||||||||||
| Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 г. № 33. |
В современном мире уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфрастуктуры становятся непременным условием развития общества, ведущими ресурсами которого выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Развитие экономики знаний, или новой экономики, когда создание, распространение, обмен и использование информации обеспечивают решающий вклад в экономику, превращает систему образования в одну из наиболее инвестиционно привлекательных сфер.
В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Реализация стратегических целей совершенствования как региональной, так и общероссийской системы профессионального образования предполагает:
- формирование оптимальной сети образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования, способной обеспечить современный уровень качества образовательных услуг и удовлетворение потребностей различных групп потребителей образовательных услуг;
- обеспечение системной интеграции образования и науки, профессионального образования и производства, создания и поддержки деятельности интегрированных научно-производственно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров в целях повышения эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы Калужской области.
Интеграция профессионального образования различных уровней имеет особенно большое значение для Калужской области. По данным уполномоченного государственного органа в области занятости населения в настоящее время на территории области проживает 215,7 тыс. человек в возрасте от 16 до 29 лет, что составляет 21% от общей численности населения. Около 114 тысяч молодых людей (22% от общей численности экономически активного населения) занято в различных секторах экономики. На протяжении последних трех лет более 20 тысяч молодых граждан ежегодно обращаются в уполномоченный государственный орган в области занятости населения за содействием в трудоустройстве, причем по данному показателю отмечается устойчивый рост (с 42% в 2003 году до 45% в 2004 году). Увеличение потребности в услугах уполномоченного государственного органа в области занятости населения среди молодых граждан свидетельствует об актуальности проблемы предоставления востребованного на рынке труда профессионального образования, возможности его получения и трудоустройства.
Среди получивших статус безработного доля молодых людей увеличилась с 42,3% в 2003 году до 43,8% в 2004 году. Ежегодно в уполномоченный государственный орган в области занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается примерно 2000 выпускников всех видов учебных заведений на территории Калужской области. В 2004 году этот показатель составил 2215 человек. Доля выпускников учебных заведений среди безработных граждан увеличилась с 9,9% в 2003 году до 12,2% в 2004 году. Это свидетельствует как о росте несоответствия между структурой профессий, получаемых в системе профессионального образования, и потребностями рынка труда, так и о неполном соответствии качества подготовки выпускников требованиям работодателей.
Дисбаланс между числом выпускников учреждений системы профессионального образования по основным группам направлений подготовки и потребностями организаций области в соответствующих специалистах подтверждается результатами мониторинга и прогноза потребности 55 ведущих организаций области в квалифицированных специалистах по группам направлений профессионального образования. Так, прогнозируется, что доля специалистов с высшим техническим образованием (инженеры) в общей потребности в кадрах возрастет с 82% в 2005 году до 88% в 2010 году, а потребность в специалистах с высшим финансово-экономическим и гуманитарным образованием (юристы и др.) снизится соответственно с 14,7% до 10% и с 2,9% до 1,6%. В то же время прием в вузы Калужской области на экономические и гуманитарные специальности в последние годы растет. Приведенные данные показывают, что интеллектуальный потенциал профессионального образования еще не в полной мере отвечает социально-экономическим потребностям Калужской области.
Серьезные проблемы назревают в кадровом обеспечении региональной науки. Неуклонно повышается средний возраст научных и научно-педагогических кадров. Все меньше молодежи работает в научно-образовательной сфере. Такая тенденция подтверждает актуальность проблемы интеграции образования, науки и производства, необходимость привлечения молодежи к научным исследованиям уже во время обучения в школе.
Эффективное решение этих проблем может быть обеспечено через развитие системы профессионального образования по пути создания региональных образовательных округов, университетских комплексов.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. № 676 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 49) указано, что с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов могут создаваться университетские комплексы, объединения образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в форме ассоциаций (союзов).
В рамках Федеральной программы развития образования был создан проект "Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов", предполагавший отработку различных моделей интеграции образовательных учреждений, разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня. За последние четыре года в субъектах Российской Федерации были созданы более 20 университетских комплексов или округов различных форм. Опыт показывает, что решение проблем модернизации и реформирования системы профессионального образования, ориентации ее на удовлетворение нужд региона связано с созданием университетских округов и комплексов.
Система профессионального образования Калужской области насчитывает 102 учебных заведения. Среди них: 29 вузов, в том числе 2 государственных вуза и 14 филиалов государственных вузов, 4 - негосударственных вуза и 9 филиалов негосударственных вузов; 33 учреждения среднего профессионального образования, из которых 27 являются государственными и 6 - негосударственными; 40 учреждений начального профессионального образования, из которых 32 - находятся в ведении органов государственной власти Калужской области и 8 - в ведении федеральных органов государственной власти. В условиях разобщенности в системе профессионального образования, отсутствия в ней механизмов учета и удовлетворения кадровой потребности региона создание регионального университетского округа, наделенного соответствующими полномочиями, является способом решения задачи построения оптимальной системы профессионального образования, интегрированной в социально-экономическую инфраструктуру субъекта Российской Федерации, региональную систему образования, науки и производства.
Ученые советы двух государственных вузов, расположенных на территории Калужской области, являющихся региональными научными и образовательными центрами, имеющими широкие связи с различными учреждениями науки и образования, - Калужского государственного педагогического университета им.К.Э.Циолковского и Обнинского государственного технического университета атомной энергетики, - приняли решение о создании на базе этих вузов университетских комплексов.
Правительством Калужской области 20 апреля 2005 года принято постановление № 100 "О разработке областной целевой программы "Университетский комплекс", в котором одобрены предложения названных вузов о выполнении функций базовых организаций по созданию университетских комплексов.
Создание в области университетских комплексов, ассоциаций, образующих в соответствии с законодательством ассоциацию региональный университетский округ, реально объединяющих специалистов, работающих в различных учебных заведениях, научно-исследовательских организациях и промышленных предприятиях, позволит повысить научно-образовательный потенциал каждого учреждении, входящего в округ, выделить приоритетные направления развития материально-технической, учебно-лабораторной, научно-исследовательской базы ведущих вузов области, скоординировать и оптимизировать развитие системы профессионального образования в области в целом.
Создаваемые в рамках университетского округа ассоциации, учебно-научно-инновационные комплексы призваны стать центрами генерации знаний, обеспечивающими развитие важнейших отраслей науки и воспроизводство научных кадров высшей квалификации.
Необходимость принятия настоящей программы обусловлена тем, что программно-целевой подход к формированию регионального университетского округа, созданию университетских комплексов позволяет эффективно планировать развитие учреждений профессионального образования, создание и развитие механизмов интеграции, координировать состав и деятельность субъектов регионального образовательного пространства, создавая тем самым основы для его единства. В период осуществления мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы профессионального образования, затрагивающих интересы множества учреждений и организаций различного подчинения, данный подход особо актуален.
Основной целью программы является повышение эффективности и качества профессионального образования, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, техники и социальной сферы Калужской области через образование регионального университетского округа и создание университетских комплексов.
Задачи программы:
1. Разработка механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей Калужской области в профессиональных кадрах необходимой квалификации.
2. Оптимизация затрат на осуществление профессиональной подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда.
3. Создание механизма, позволяющего оптимизировать взаимодействие учреждений науки и образования в целях совместной генерации знаний.
4. Развитие системы допрофессиональной подготовки учащихся за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы учреждений университетских комплексов с целью воспроизводства и развития научного потенциала Калужской области.
5. Привлечение дополнительных ресурсов Калужской области для совершенствования материально-технической и научно-образовательной базы системы профессионального образования Калужской области.
6. Минимизация межведомственных барьеров в совместном использовании материально-технической и научно-образовательной базы образовательных учреждений с целью повышения качества профессионального образования Калужской области.