Повышение качества отдыха и оздоровления детей и подростков и удовлетворенности населения услугами по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, преимущественно в загородных оздоровительных лагерях, - один из актуальных вопросов социальной политики области.
Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков определяются Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях реализации указанных федеральных законов администрацией Владимирской области принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок и механизм использования средств федерального бюджета, а также определяющих основные задачи в сфере детского и подросткового отдыха.
Во Владимирской области действует Закон Владимирской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов", предусматривающий финансирование мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, а также другие нормативные правовые акты в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков.
Система финансирования отдыха и оздоровления детей и подростков строится на привлечении средств из всех возможных источников: федерального, областного и местных бюджетов, средств организаций, родителей.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков во Владимирской области осуществляется круглогодично. Основным этапом в этой работе является летняя оздоровительная кампания, которая обеспечивается следующими организациями:
- 30 стационарных загородных оздоровительных лагерей (из 35 имеющихся);
- 1 санаторий-профилакторий круглогодичного действия;
- 1 санаторий;
- более 430 лагерей дневного пребывания детей и подростков, организуемых на базе образовательных, лечебно-профилактических, спортивных и иных учреждений;
- более 70 специализированных (профильных) лагерей (спортивно-оздоровительных, военно-спортивных, туристических, экологических, краеведческих, труда и отдыха).
По форме собственности загородные оздоровительные лагеря и санатории представлены следующим образом: одно областное государственное учреждение, 26 муниципальных учреждений, 4 частных.
В связи с уменьшением числа функционирующих загородных оздоровительных лагерей с 35 до 30, недостаточным их финансированием учредителями, проблемами материально-технического обеспечения снижается количество детей и подростков, отдыхающих в загородных оздоровительных лагерях.
Особого внимания заслуживают загородные оздоровительные лагеря, половина из которых построена в середине прошлого века, две трети не отвечают требованиям Национальных стандартов Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления". В аварийном состоянии находятся и требуют капитального ремонта здания клубов, медпунктов, жилых корпусов в 23 организациях, требует модернизации материальная база в 22, в 18 отсутствуют санузлы и душевые, 6 не включены в систему оповещения МЧС. В большей части загородных лагерей нет оборудованных мест купания или плавательных бассейнов (22).
Подобное положение дел не позволяет органам местного самоуправления максимально использовать имеющуюся базу для организации отдыха детей. Как следствие - наполняемость загородных оздоровительных лагерей составила в 2010 году лишь 56%, в 2011 г. - 60% (по России - от 85% до 100%).
В целях повышения эффективности работы загородных оздоровительных лагерей и улучшения качества оказания услуг по организации загородного отдыха детей и подростков необходимо проведение капитальных и текущих ремонтных работ зданий и сооружений, противопожарных мероприятий, замены оборудования для пищеблоков и медицинских кабинетов.
Требуют совершенствования формы и содержание отдыха детей и подростков, их оздоровления и занятости, оказания преимущественной поддержки в отдыхе и оздоровлении детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха.
Одной из причин ухудшения детского и подросткового здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки данной категории в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Социальная значимость поставленных проблем требует их решения при активной государственной поддержке с привлечением дополнительных инвестиций и использованием программно-целевого метода.
Мероприятия Программы предусматривают создание дополнительных мест для детей в муниципальных и государственных загородных оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, палаточных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, других малозатратных организациях отдыха детей, проведение капитального, текущего ремонта зданий, сооружений, реконструкцию помещений, замену и ремонт оборудования.
(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 23.01.2013 N 46)
Реализация программных мероприятий позволит снизить социальную напряженность, детскую безнадзорность, более полно удовлетворить потребность населения в услугах организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
Данная Программа составлена с учетом мероприятий муниципальных долгосрочных целевых программ по модернизации стационарных загородных оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, палаточных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, других малозатратных организаций отдыха детей, предусматривающих удовлетворение потребности семей в услугах организации отдыха и оздоровления детей.
(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 23.01.2013 N 46)
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы индикаторов и показателей сферы отдыха и оздоровления.