Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области в 2013-2020 годах"

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Владимирская область занимает площадь 29,0 тыс. кв. км, располагается в центре Европейской части России и граничит с Московской, Ярославской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской областями. Территория области входит в состав Центрального федерального округа и характеризуется высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду. Промышленный комплекс региона имеет многоотраслевую направленность и представляет собой совокупность около 2 тыс. предприятий видов экономической деятельности - "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". При этом около 90% выпуска продукции приходится на долю "Обрабатывающих производств".

В структуре отгруженной продукции "Обрабатывающих производств" наибольший удельный вес по итогам 2011 года имели следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки (29,9%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (14,2%), производство машин и оборудования (9,9%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (7,6%), химическое производство (7,6%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (7,2%).

Владимирская область обеспечена водными ресурсами неравномерно и недостаточно. К наиболее обеспеченным относятся территории, прилегающие к главным водным артериям области - рекам: Оке, протекающей по юго-восточной границе, и нижнему течению ее левого притока – Клязьме, пересекающей область с запада на восток.

Общая гладь поверхностных вод Владимирской области составляет 32,9 тыс. га. Основные реки - Клязьма и Ока. Протяженность Клязьмы по территории области составляет 459 км, Оки – 157 км. По территории области протекают сотни больших и малых рек общей протяженностью более 8,6 тыс. км (их количество вместе с ручьями доходит до 746). Клязьма впадает в Оку на юго-восточной окраине по границе с Нижегородской областью. Крупнейшие притоки Клязьмы: Шерна, Киржач, Пекша, Колокша, Нерль, Судогда, Уводь, Лух, Суворощь; притоки Оки: Гусь, Унжа и Ушна. На реках области построено 137 водохранилищ и прудов с общим объемом 89,664 млн. куб. м. Насчитывается 357 озер общей площадью около 5 тыс. га. Происхождение озер различно. Многочисленные озера-старицы разбросаны по долинам рек. Самые крупные из них – Урвановское (длиной 12 км) и Виша (длиной около 10 км). Основные массивы болот региона (общая их площадь составляет 37,4 тыс. га) встречаются в Мещерской и Балахнинской низменностях.

Водохозяйственный комплекс - это совокупность различных отраслей хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна.

Из этого определения вытекают требования к водохозяйственному комплексу, которые в общем виде сводятся к следующему:

- обеспечение водой всех потребителей в достаточном количестве, соответствующего качества, в необходимом месте и в необходимое время;

- сохранение природных условий и гарантии охраны воды от загрязнения, засорения и истощения;

- обеспечение наибольшего экономического эффекта в сфере водного хозяйства;

- гарантия простой и надежной работы всех технологических систем водохозяйственного комплекса.

Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.

Основным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие водохозяйственного комплекса, является отсутствие системного подхода по модернизации и восстановлению данной отрасли, подкрепленного финансированием.

Текущее состояние водохозяйственного комплекса Владимирской области имеет серьезные социально-экономические проблемы.

За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. На территории Владимирской области располагаются 24 ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и 1 в собственности Владимирской области. Половина из них в настоящее время находится в предаварийном состоянии и требует капитального ремонта. Бесхозяйные ГТС на территории области отсутствуют.

Проведенная инвентаризация ГТС и анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС Владимирской области, прошедших инвентаризацию, позволяют сделать вывод об их неудовлетворительном состоянии, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и в населенных пунктах, расположенных в нижнем бьефе.

Очевидно, что общий уровень безопасности ГТС области можно оценить как недостаточный.

Спад производства практически во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привел к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.

К объективной причине снижения уровня безопасности ГТС относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается. А большинство из них было построено еще в 60-70-е года XX века.

ГТС, представляющие, по предварительным оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность и расположенные на территории Владимирской области, предложены к финансированию в рамках долгосрочной целевой программы.

Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов песка, торфа, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление. Повышение отметок дна способствует развитию соответствующей растительности. В результате эта растительность, уменьшая скорости течения и транспортирующую способность потока, способствует ускорению аккумуляции наносов. Повышение отметок дна рек вследствие заиления, а также повышение гидравлического сопротивления русла вследствие его зарастания ведут к уменьшению пропускной способности русла. Соответственно паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму происходит при меньших расходах воды чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже паводкового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная очистка русел рек в черте населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий.

В результате проводимых мероприятий будут сокращены площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Кроме того, увеличится пропускная способность рек, улучшится

ландшафт и экологическое состояние как водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов области.

Кроме того, реализация Программы направлена на оздоровление экологической обстановки основной реки Владимирской области, реки Клязьмы, и ее притоков, а также снижение антропогенного воздействия на водные объекты.

На территории области насчитывается 206 очистных сооружений биологической и механической очистки, из них 43% подлежат капитальному ремонту, 20% - реконструкции, требуется строительство новых очистных сооружений в нескольких десятках населенных пунктов.

Половина очистных сооружений биологической очистки либо практически не работают (разрушены), либо эксплуатируются в режиме механической очистки по причине аварийного состояния блоков биологической очистки.

Особенно сложная ситуация складывается с работой очистных сооружений в сельской местности, ухудшающих качество воды малых рек.

Строительство новых и реконструкция старых очистных сооружений в рамках Программы позволит на порядки снизить массу сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты от населенных пунктов, где очистные сооружения стали абсолютно неработоспособными.

В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов необходимо расширение сети мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон.